Путешествие через Евразию на мотоцикле. Часть 9, Белоруссия

Поднять/опустить
рейтинг отчета

К вечеру того же дня, беззаботно миновав белорусскую границу, въезжаю в Минск. Интенсивность движения транспорта на трассе можно оценить как низкую, а в самом городе - как среднюю. После Москвы такой поток уже кажется медленным.

Въехав в белорусскую столицу, я всё более дивился её чистоте и порядку. В конце концов, просто не выдержав, остановился и стал фотографировать совершенно дивный парк с искусственными водоёмами, идеальной набережной, постриженной травой и счастливыми белорусами, отдыхающими на лужайках.

Людей было очень мало. В полукилометре от меня пейзаж украшало гигантское фантастическое здание из стекла в форме груши. Всё дышало покоем и стабильностью.

И в этом городе жили минчане, такие же, как мы, а, по сути, мы, одни из нас. Но жили они поистине в городе с нерусской обстановкой. Русские города, даже лучшие из них, не бывают так ухожены, отремонтированы и новы. Русские города,- это старый автомобиль «москвич». Он ещё едет, ещё везёт, его можно украсить бантиками на праздник, можно поставить новую резину, надеть новые чехлы на сиденья и даже покрасить. Но это - старый изношенный автомобиль. А Минск выглядел так, будто вчера был заново построен. Он не украшен - он именно хорош своим свежим ресурсом, идеальной отрегулированностью своего механизма.

В самом центре Минска с трудом нахожу коммерческий банк, замаскированный под туристическое агентство. Рекламы обменных пунктов нет вообще. Храмы, соборы, часовни – это гордость городов. Но Минск оказался исключением на всём пути моего путешествия. Храмов в городе я вообще не встретил. Правительственные, административные здания, театры, музеи, библиотеки представлены в Минске во всём своём блеске. Площади Минска огромны. Здания торжественны.

Столица и должна быть такой. Удивляет как раз то, что место под эти широкие столичные площади и проспекты было прозорливо заложено ещё в советские времена. Минск в России был бы лучшим из русских городов. Он слишком хорош для русского города. «Увы!»- остаётся многозначительно сказать это горькое слово.

В Белоруссии два государственных языка: белорусский и русский. Люди говорят только на чистом русском языке. Реклама, объявления, вывески - если это не государственные учреждения, написаны на русском.

Книжный киоск на улице. Подхожу, спрашиваю, есть ли книги на белорусском? Нет, говорят, книги на белорусском можно поискать только в магазине.

Да, всё правильно. Выносят торговать на улицу только то, что будут покупать читатели. Зачем, зачем руководство республики навязало этот искусственный язык? Народ не нуждается в нём и не хочет его.

Поле национального языка тем богаче, чем больше людей считают его своим и пользуются как родным. Великая историческая победа британцев в том, что они смогли распространить свой язык на все континенты, сделать международным языком общения. Они стригут дивиденды и обеспечивают ими своих потомков только за счёт этой победы. Немцы, французы, испанцы тоже создали зоны общения на своём языке, выходящие за пределы границ этих стран. В них создаётся своя культура, создаётся круг ценностей и идей, обогащающих пользующиеся этим языком нации. Народы закладывают средства в национальные бюджеты для поддержания и экспансии своих языков на сопредельные территории.

Белоруссия, как и Украина, прочно находилась в зоне русского языка, имела возможность бесплатно черпать все достижения русской, советской культуры. Оставаться, находиться в зоне этого языка было выгодно всем участникам. И вот новые независимые государства вводят, а по сути, создают новые собственные языки.

Да, это плевок в спину России. Но вдвойне тяжелей и горше нанесён удар по собственным народам Белоруссии и Украины. Маленькие страны всегда будут иметь маленькие языки, маленькие культуры, судьбы которых - быть поглощёнными, ассимилированными большими - прежде всего западной культурой.

Есть некий количественный порог для нации, превысив который она способна создать независимую цивилизацию со всеми признаками собственной культуры, языка и всего спектра национальных особенностей. На пространстве славянских стран только Россия, русский этнос смогли преодолеть этот барьер и войти в число великих наций, сформировавших самостоятельную цивилизацию.

Поле национального языка - это поле свободы человека. Но выход в иное языковое поле сопряжён с барьером. Находясь в своём языке, народ черпает, пользуется всем богатством культуры, созданным в среде этого языка. Но если это поле мало по размеру, если языком пользуется мало людей, если культурный слой, рождённый этим языком, невелик, то народ останется неутолённым. Он будет прозябать на этой скудной почве или потянется в другие языковые пространства. Народу будут нужны книги, картины, фильмы, песни на родном языке. Если их мало или уровень и качество не отвечают мировым достижениям, он потянется к иностранным языковым продуктам.

Русский язык и богат и сопряжён с великими культурными вершинами, в создании которых участвовали народы разных этносов. Изолировав свои народы, правительства Белоруссии и Украины обеднило их, возвело на века искусственный барьер для пользования общим наследием на уже возделанной почве. Отказавшись от русского языка, правительства открывают дорогу для экспансии Запада. Культурный вектор переводится на Германию. Да, современная Германия и сильна, и демократична. Это совсем другие немцы, чем немцы начала 20 века. Но пройдут годы, родятся новые поколения немцев. Какими будут они?

Сегодня утром еду в потоке машин на скорости 100 км/ч. Впереди догоняю автофургон. Едва замечаю, что справа от фургона велосипедистка готовится пересечь трассу. Дальше коробка фургона загораживает её от меня. Я выезжаю к этому моменту на левую полосу для обгона фургона. Он уже рядом. И тут вижу, что траектория грузовика заколебалась, красноречиво передавая неуверенность водителя.

Велосипед - промелькнуло в голове. В следующее мгновение женщина в возрасте за сорок верхом на велосипеде уже показывается слева от фургона, который смог её объехать. Она едва не выкатывается точно передо мной. Бью по тормозам и одновременно забираю влево, чтобы её обойти. А мотоцикл – это ведь не машина. Резкое торможение на высокой скорости легко может привести к крену и падению мотоциклиста. Чтобы избежать этого, приходится тормозить с нарастающим усилием, одновременно рулём удерживая вертикальность всей системы. Но в чрезвычайной ситуации это, оказывается, сделать очень трудно. Вот и выбирай компромисс, насколько сможешь, из имеющихся альтернатив. Всё происходит в доли секунды, но я успеваю увидеть неуверенное лицо велосипедистки. Она не успела испугаться, а только раздосадована и сама не рада, что попала в такую ситуацию. Слава Богу, я всё-таки смог обойти её слева и остаться сам в седле мотоцикла. А сзади идут уже следующие машины.

19.07.07.

Ну вот, я на границе с Польшей. Это уже будет настоящая граница. Белоруссия сегодня немного разочаровала меня. Да, всё так же чисто, ухожено и красиво. Но, последние 100 км. перед Гродно и до самой границы я не встретил ни одного мотеля. Редкие кафешки с ограниченным ассортиментом и подмосковными ценами. Так что Белоруссия обрекла меня снова на созерцание звёздного неба.

Гродно - это самая западная Белоруссия. Город, конечно не такой торжественный, как Минск, но всё одно - чище любого российского областного центра. Белорусские магазины победнее российских. Цены в них ниже, чем у нас, процентов на 25-30.

Сфотографировал вечерний двор обычного спального района - ничем не отличается от наших: весь запружен автомобилями, правда, западными. Российские «Жигули» в Минске надо ещё поискать. Иногда встречаются «Волги». В провинции наших автомобилей побольше, но, всё одно удивительно мало. Белоруссия села на «Вольво» «Мерседесы» и «Фольксвагены». Это соревнование за автомобильный рынок Россия проиграла, находясь в самых выгодных условиях.

Жители Гродно… Ожидал, что увижу много польских элементов в людях, языке, вывесках. Ничего подобного. Сам город, конечно, содержит следы западной и, в частности, польской католической архитектуры, но люди говорят на чистом русском языке и ничем не отличаются от россиян. Всё это мы. Живут гродненцы не хуже россиян. Как так может быть? Не добывая нефть и газ, имеют и бензин, и газ, и экономику.

Часть: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.