"Путь в сторону солнца" День 6й: Пройти двойную норму, не задохнуться в пыли и не утонуть в броду!

Поднять/опустить
рейтинг отчета

День шестой. Пройти двойную норму, не задохнуться в пыли и не утонуть в броду!

Эпиграф:

Я нырнул в ближайший магазин, оказавшийся гастрономом, походил вдоль прилавков, убедился в том, что сахар есть, выбор колбас и конфет не богат, но зато выбор так называемых рыбных изделий превосходит все ожидания...
...Почтамт я обнаружил здесь же, на площади.

(Аркадий и Борис Стругацкие <Понедельник начинается в субботу> 1964)

Некоторым участникам рейда так понравилось отдыхать, что к концу дневки мне задали вопрос: "А реально ли до ХижОзера добраться за один день?". Основным источником данных при планировании этого рейда был рейд 2006 года, тогда нам удалось пройти от ВорожГоры до ХижОзера за один день, но в этот раз нам предстояло преодолеть спец. участок "Петровский Ям" в обратном направлении. Прикинув, что дорогу мы уже хорошо знаем и можем выехать пораньше, сложив тент и собрав все вещи по-максимуму с вечера, я сказал, что чисто теоретически, если нам повезет, шанс есть... Мои слова были восприняты скорее как: "Конечно, дойдем!"

Выехать пораньше - в 10 часов - нам, конечно, не удалось: опоздание составило 45 минут. Зато первую часть спец. участка мы буквально пролетели не выходя из машин. Лишь пару раз остановились вынуть из подвески попавшие туда бревна. Проблемы начались в конце спец. Участка и по дороге на Валдай: сначала встала весьма надолго московская шнива (честно говоря, не знаю, что у них случилось), потом Жив наспех прикручивал стяжками к крыше оторвавшийся багажник. Чуть дальше настала моя очередь воевать с глушителем, который в буквальном смысле намотался на колесо. Разматывали при помощи 2х хай-джеков и другого автомобиля. И, наконец, сорвало вторую муфту регулировки сходимости на длинной Ниве. Ко всему этому добавилось вполне себе такое не асфальтовое покрытие дороги ВорожГора - Валдай, которое, как я ожидал, должно было быть полегче.

Привал на обед мы устроили у припаркованной в лесу, почти чистой, на шоссейной резине Нивы. Судя по ее виду, до Валдая должно было идти идеальное шоссе, но не тут-то было: впереди нас ждала очередная гать и даже кто-то из наших там сидел.

В результате, в Валдай мы попали только ближе к вечеру. Не спешите хватать в руки карты и искать прямую дорогу из Карелии в Новгородскую область - это два совершенно разных Валдая. Поселок, в котором мы очутились, расположен в Сегежском районе Карельской республики на берегу все того же Выгозера. На центральной площади поселка нашу колонну приветствовало стадо коров, мирно прогуливавшихся среди рыночных рядов. Не успели мы выйти из машин, как тут же появился предприимчивый мужичок, с предложением услуг бани, рыбалки, охоты, был отвергнут и удалился на грузовике с Петербургскими номерами. Пока мы выясняли у кого список и кто идет покупать продукты, пообщаться с нами вышел местный, предположительно участковый майор милиции, в форме.

В отличие от 2006-го года, общение с местной властью было исключительно положительное. Нам не пытались запрещать выезжать в лес и не угрожали, что трактора нам не дадут, а наоборот, рассказали о состоянии дорог, хотя и усомнились в том, что мы пройдем через брод около ХижОзера, напугав высокой водой.

Валдай - поселок очень крупный, по местным меркам. Основной вид деятельности - это экспорт леса: если посмотреть на карту, то вся местность вокруг исчерчена сеткой лесовозных грейдеров, а на берегу озера - пристань. После Петровского Яма создается недоброе ощущение: а не будут ли наши потомки, проезжая по Осударевой дороге, останавливаться на берегу ВыгОзера, проходя спец. участок Валдай и созирцать остатки деревянных пристаней, как делали мы всего несколько часов назад. Не могу сказать, что все к тому идет, но один из факторов, которые побудили в душе тревогу за судьбу этого поселка стало закрытие АЗС. Да и к тому же, на месте большого 2х этажного здания, которое в 2006-м году мы окрестили местной администрацией, теперь остался лишь фундамент.

Но, пока жизнь кипит и бурлит. Тем временем, как мы затоваривались и заправляли канистры питьевой водой, подъехал местный автобус - Газ-66, из которого вышли суровые мужики и разошлись кто-куда: видимо, приехала с работы смена. В отличие от других поселков, таких как ВирандОзеро, в котором мы очутились позже, пьяниц, пытавшихся разжиться у нас дармовой выпивкой мы не видели. Но, как и во всей Карелии, крайне неприятное отношение к мусору. Весь свой мусор мы из лесов вывозим с собой и выкидываем в специально определенных для этого местах. Так и здесь, у одной из местных жительниц я поинтересовался, где у них в поселке выкинуть мусор можно. Моему вопросу удивились и ответили, что выкиньте где хотите, что у них все так делают. Я сказал, что это противоречит нашей этике и может быть есть у них централизованная свалка или помойка? Мне ответили, что за БАРом есть мусорные контейнеры. "За Баром?" - удивился я. Мне указали на здание с разбитыми окнами и выцветшей вывеской "БАР" - я никак не мог поверить, что это заведение действующее. Заглянув за задание, я поверил!

Увиденное мной мусорными контейнерами назвать было тяжело: они, конечно, присутствовали - два деревянных ящика, сколоченных из досок, объемом куба по 2 с небольшим каждый, и даже были наполовину наполнены результатами работы бара - пустыми бутылками, но понятие "Мусорный контейнер" подходило гораздо больше ко всей территории за этим баром - мусор был раскидан абсолютно везде. Выкинув в контейнеры два мешка с консервными банками, мы предпочли вернуться назад на площадь и, после увиденного "за Баром", коровьи лепешки, разбросанные по всей территории казались столь безобидными...

Магазинов в поселке достаточно много, и в принципе, купить все необходимое можно, но, опять же, хочется сказать несколько слов про качество и это касается не только Валдая, но всей Карелии и, в том числе, Беломорска. На полках витрин магазинов найти проверенную тушенку нам не удалось - сплошь банки неизвестно производителя. Поэтому, уже купив в Пудоже какого-то барахла в консервной банке, начали пытать продавца на предмет качества. В общем, ни то, что нам посоветовала продавщица, ни то, что было куплено в соседнем магазине по очень высокой цене, тушенкой назвать нельзя - сплошной жир и хрящики. Хотите добрый совет? - Везите тушенку с собой на весь срок путешествия или, если это невозможно, обходитесь совсем без нее!

Гостеприимный Валдай мы покинули, когда солнце уже склонилось к горизонту и традиционно начало слепить глаза. Проезжая мимо поворота на Вожмогору, где, согласно графику, планировалось разбить лагерь на одну ночь, из того расчета, что на заправку надо было бы ехать в первой половине дня, я заглянул за GPS-навигатор, за которым прятались автомобильные часы. Они показывали 17.45! Поскольку на заправку мы не попадаем ни утром ни вечером, а настроение у участников было настолько боевое, что я даже не стал задавать вопрос о том, чтобы разбить лагерь. При наихудшем раскладе до ХижОзера мы должны были добраться до темна - не так уж и плохо, если учесть все количество потраченного нами времени !

Наша колонна растянулась на несколько километров, впереди был укатанный и пыльный грейдер, крупные камни я пускал под колесо и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры, которые нам так и не удалось заправить в Валдае - вопрос с бензином оставался открытым...

Халява! Это единственное, что я смог изречь, когда увидел предстоящий спец. участок - с 2006-го года много утекло не только воды, но и камней! Обещанная нам высокая вода едва скрывала ступицу нивы в самом глубоком месте. Мы неспешно одели резиновые сапоги и стали прогуливаться в поисках траектории, которая была очень быстро найдена. Единственным препятствием был камень на дне, на который надо было аккуратно наехать левым колесом. Гораздо страшнее выглядел подъем, следовавший за бродом. Я даже специально отъехал в сторону, на случай, если придется помогать лебедкой, но это не потребовалось. Я оказался в самом конце колонны, но на берег прекрасного Хижозера мне было суждено все равно выехать первым, благодаря тому, что некоторые участники нашего рейда, оказавшиеся во главе колонны, так торопились попасть на него, что проскочили нужный поворот на берег, который нас ждал всего в 100 метрах за спец. участком.

Уже через 40 минут, после того, как первый автомобиль подъехал к разрушенному мосту, все участники рейда стояли на песчаном берегу красивого карельского озера, где нам предстояло сделать двойную дневку, так как за этот день мы опередили график...


ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: День седьмой и восьмой: СТО в полевых условиях, в Беломорск на полчасика и день рождения!



Страшная киниматическая схема по доставанию глушителя из колеса



Нам повезло - сухо! Обходим гать, в которой бревна стоят как противотанковые ежи, по бровке.



Валдайская маршрутка



Вот он наш брод!



Самое глубокое место - по бампер. В 2006 кое где и забродников не хватало!



Единственное препятствие - скользкий камень, на который надо наехать.



Штурман наводит колесо на камень.



На выходе расколбалс, но все проехали сами.




Изображение пользователя Azs.

Эх... фотографиев Валдая бы...

Йех...да и Хижозера тоже...

Изображение пользователя Alex Obukhov.

Что-то с Валдая у нас фоток нет. Вот одну нарыл, сейчас выложу до кучи.

А фотки с ХижОзера будут в следующей части.

________________________________________________________________
А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта» (Аркадий и Борис Стругацкие)

Валдай - красота, жемчужина Карельской республики, рыбачу там каждую весну

Кто где отдыхает?