"Путь в сторону солнца". День третий: Первая грязь, первый Алюляй и первые поломки

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Эпиграф:

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет
асфальта.

(Аркадий и Борис Стругацкие <Понедельник начинается в субботу> 1964)

Дождик, начавшийся накануне, продолжался всю ночь и все утро. Он то усиливался, то стихал, но даже тогда не становилось лучше - весь воздух был пропитан мокрой взвесью. В общем, из спальника вылезать особого желания не было, но все-таки пришлось, ведь это был первый "режимный" день рейда. Режим заключался в том, что было назначено четкое время подъема 8.00 и четкое время отправления 10.00; были назначены дежурные, которые должны были поставить вариться кашу и протрубить подъем. Дежурные со своей задачей справились, а вот выехать вовремя нам не удавалось. Надо отметить, что нам это не удавалось никогда - всегда или Опаньки или Хаха были готовы через 5 минут поехать, но эти 5 минут обязательно получались почему-то от 20 до 40. Нам предстоял длинный и насыщенный день, программой максимум этого дня было намечено дойти до Ворожгоры!

В путь! Выкинув мусорные пакеты в баки, стоящие вдоль дороги, мы быстро долетели до базы МЧС и приступили к первым не запланированным грязевым ваннам. Вся та мелкодисперсная пыль, витавшая в воздухе три дня назад, впитала в себя воду, низвергшуюся с небес, и превратилась в отменную чачу глубиной по ступицу. Машины, правда, без труда бодро ехали, и весьма не скупо наносили эту грязь на свои борта. Доехав до асфальта и сделав 10 минутный перерыв на подкачку колес, мы двинулись дальше - впереди нас ждал город Пудож, его магазины и бензоколонка.

Начну с магазинов. Схема обманывания клиентов, с которой мы встретились в этом городе, встречалась нам и позже. Так, например, в Олонце, и не исключаю, что еще где-то нас пытались обмануть. Итак, вы начинаете закупать продовольствие в среднестатистическом придорожном магазине. Продавец быстро определяет вас как проезжего туриста по стандартному набору продуктов, внешнему виду и другим факторам - скрываться тут бесполезно. Для тех, кто привык к мегаполисным супермаркетам, сообщаю: деревенский магазин представляет из себя длинный прилавок, проходящий по всей длине занимаемого помещения, где расположены товары номенклатурой как в супермаркете - от трусов до водки и от бытовой химии до колбасы. Вы начинаете затовариваться, закупаете, как обычно: тушенку, колбасу, хлеб и другие туристические продукты. Перед вами в районе кассы вырастает гора приобретенных товаров, а сумма на счетах или калькуляторе увеличивается с каждым выложенным товаром. Обман номер один заключается в том, что вы не видите что именно вбивается в счетный прибор, а в конце вам называют итоговую сумму приобретенной вами продукции, которая может быть в 1.5 раза больше реальной. Обман номер два рассчитан на вашу невнимательность: как я упомянул ранее, перед вами выросла гора приобретаемой вами продукции и вот, наконец, вы приобретаете какой-то весьма дорогой товар, например, бутылку водки. Продавец идет в другой конец прилавка, достает требуемую водку и ставит ее не в кучу ко всем другим продуктам, а на прилавок в том месте, где она стоит на витрине. Расплатившись с продавцом вы забываете, что в другом конце прилавка вас ожидает еще и бутыль, вспомнив о ней, лишь отъехав несколько десятков километров или вообще на следующей стоянке, когда обнаруживаете ее отсутствие.

Теперь о бензине. Заправившись в Вытегре на Лукойле мы все дружно заметили потерю мощности своих автомобилей, а некоторым потребовалось еще и прочищать жиклеры холостого хода. После Пудожского ТНК машины пошли шустрее, правда лишь относительно Вытегровского Лукойла. Еще одна особенность карельских АЗС - это идиотские пистолеты. У них всего 2 режима работы - ВКЛ и ВЫКЛ. Соответственно, он либо льет на полную катушку, либо не льет вообще. Заправить полный бак в Ниву с ее горизонтальным расположением или в любую другую машину с тонкой горловиной стоит большого количества терпения и времени. Цена топлива увеличивается с удалением. Так, например, один литр 92-го стоил в СПб 20.5 рубля, в Доможирово - 21.1, в Вытегре - 22, в Пудоже - 22.6, а в Беломорске за один литр "ослиной мочи" попросили 23 рубля! (сколько стоит топливо на Соловках лучше и не спрашивайте). Ко всей этой бочке дегтя добавлю одну ложку мёда: если в Петербурге в 20 литровую канистру легко влезает 22-23 литра бензина, то в Карелии даже 20 литров заливать приходилось наклоняя канистру.

Там же, на АЗС в Пудоже, мы встретили и первого Алюляя. Если вдруг кто-то не знаком с Алюляем лично, то могу сказать, что при всех его достоинствах наибольшую свою известность в широких джиперских кругах этот человек получил пророча всем всевозможные неприятности, которые предпочитал называть коротко - Ж... ! Так вот, "первого пророка органов дефекации" мы повстречали во время перекуса на АЗС. Общался с ним кто-то из москвичей, и поведал этот "пророк", что приехал он с Осударевой Дороги, и не проехать там ныне, ибо моста там теперь нетути, что даже он на своем подготовленном непомнюначем не проехал и куда уж там нам на своих нивах!

Сия пророчествующая информация дошла до меня только лишь после того, как мы тронулись и взяли курс дальше на север. Приходило на ум лишь одно - то, что речь идет о 6ти пролётном мосте через реку Выг, который в 2006 году был в аварийном состоянии, о чем гласили таблички и знаки, запрещающие движение более, чем одной машине. В общем, мне было о чем подумать... В голове крутилась карта, которую я изучал долгими зимними вечерами и ни к каким хорошим выводам я прийти не мог. Начал продумывать варианты альтернативной поездки с отменой Осударевой дороги. Спустя пол часа еще раз запросил по рации москвичей, что именно сказал этот товарищ, и москвичи мне поведали, что он делал остановку на Шелтопороге. Стоп! Шелтопорог уже за мостом через Выг! Москвичи помялись и сказали, что может быть, он сказал, что не стоял на Шелтопороге, а собирался делать там стоянку. В общем, ничего не понятно... Принимаю решение - едем по маршруту и разбираемся на месте.

Вот и поворот на Тихвин Бор. Дальше грейдер и об асфальте можно забыть до самого Беломорска. Надо бы стравиться, но с неба все еще льет дождь, зарядивший с утра. Решаем пока ехать так. Отъехав всего метров 500 от асфальта, первая вынужденная остановка - у Хахи оторвало багажник с крыши. Странно было рассчитывать на другой исход, нагрузив стандартный жигулевский багажник всеми вещами которые были взяты на 2х взрослых и одного ребенка лишь ради того, чтобы в заднее стекло было все видно - видимо, это специфический вид фобии, когда водитель боится, что в салоне лежат вещи...

"Боги любят сильных" - сказал Ranger и дождь прекратился, выглянуло солнце. Провозившись минут с 30 и стравив наконец резину мы двинулись дальше по очень хорошему грейдеру. После Тихвин Бора дорога не ухудшилась, что придавало надежд, ведь дальше нас ждал злополучный мост, а за мостом всего лишь одна единственная деревня Огорелыши - если бы моста не было то грейдер не был бы таким накатанным. По дороге обгоняем микроавтобус и местную девятку - уж он-то точно знает куда едет, наверное, все-таки это о другом мосте говорил наш пророк : Но о каком??? Там дальше, конечно, уйма мостов, но ничего непроходимого нет, тем более для его машины.

Вот он, момент истины - резкий поворот, за ним синяя табличка "р. Выг" и широкое полотно деревянного моста. Даже никакого упоминания об аварийном состоянии нет! Как выяснилось потом, в 2007 году мост отремонтировали. Окрыленный такой удачей, пролетаю через реку и останавливаюсь. Фото-видео съемка, привал на обед и снова в путь. Слегка не разобравшись с навигацией проезжаем метров 300 не в том направлении. Черт, конечно, нам не в деревню, нам же вдоль Выга по этой лесной дороге, туда где более 300 лет назад Петр I форсировал эту реку при помощи понтонной переправы... Много воды с тех пор утекло и Выг стал на 6 метров глубже и на несколько десятков метров шире, благодаря строительству Беломор канала.

Дорога становится все хуже, появляются первые небольшие участки дороги, легко проходимые на Ниве, но весьма серьезные препятствия для легковых машин. Ландшафт и лес вдруг резко меняются - из соснового бора с песчаной дорогой мы въезжаем в лиственный лес, с лесной чачей и камнями в колее. Добро пожаловать в республику Выгореция!

На рубеже 17 и 18 веков верховья реки Выг стали родным домом для тех, кто не принял нововведения в духовной и бытовой жизни на Руси и сохранил старообрядчество. К моменту прохождения войска Петрова, поселение расширилось до Выгорецкой Пустни.

Петр был ярым сторонником реформ Никона и многие староверы приготовились принять в огне смерть за веру, но, к величайшему удивлению, Петр, узнав, что "подати исправно платят", не только пожаловал - "пусть живут", но и разрешил "отправлять богослужение по старым книгам, но с тем, чтобы они приписались на работы к повенецким горным заводам". Выгореция единственная староверческая община, которая заключила союз с властью и это предопределило бархатные условия для ее развития. Выгорецкая республика получилась уникальным духовно-мирским образованием.

Наше путешествие по Выгорецким землям достаточно быстро прервалось вынужденной остановкой - на каменистом участке дороги длинная Нива, разведя колеса в разные стороны, ехать дальше отказалась, как бы сообщая всем своим видом известную фразу из анекдота: "Ну не смогла я!". Игорь, извергая проклятья в сторону РТЦ "Нива", в котором перед самым рейдом его машина проходила обслуживание (в том числе и развал-схождение), достает разорванную муфту регулировки рулевых наконечников. По характеру повреждений видно, что муфта была неправильно установлена - закручена "на одну сторону". Смысла стоять всей колонне не видим, поэтому выдав необходимые зап.части отправляемся дальше до лесопункта Тайгиницы, где планируется пополнить запасы питьевой воды.

На лесопункте оказалось пусто. С 2006-го года я помнил где расположен родник - тогда здесь был хозяин на Шеви-Ниве и любезно нам разрешил им воспользоваться, а сейчас же и разрешения спросить было не у кого, поэтому посамовольничав и пофотографировавшись начинаем движение дальше, к тому времени по рации сообщили, что сломанная машина уже на ходу.

На старых советских картах 80х годов дорога далее значилась как недействующая. В 2006ом году направление, по которому надо было двигаться, нам указал хозяин лесопункта, дорога была заросшая мелким кустарником в 1.5 человеческих роста, а машину идущую по ней, можно было увидеть исключительно с крыши другого автомобиля. Сейчас дорога была четко видна и представляла собой нормальную лесную дорогу.

Движемся дальше. Арьергард вот-вот нас настигнет... Опа.... Приехали... А в 2006ом здесь был мост! Мы на него еще траки клали, чтобы колеса между подгнивших балок не провалились... Рядом проложен очевидный брод, достаем сапоги - начинается оффроад!

Промеряем глубину - в самом глубоком месте - по колено! Дааа. Если этот мост стал препятствием для подмосковного Алюляя, встретившегося нам в Пудоже, то по каким же грязям он на своем подготовленном болиде рассекает? Ему же здесь и до ступицы не дотянет. Если судить по тому, как быстро он обогнал нас на асфальте, то это новомодный московский тюнинг для стрит рейса.

Отвернув пару крупных валунов в сторону, начинаем движение. Все экипажи уверенно преодолевают брод и колонна продолжает движение. Смотрим на следы - хорошо видно, что тут шло несколько квадриков, а где же следы нашего пророка, которые отчетливо были видны до брода?

Очередное препятствие. На сей раз вариантов прохождения много - целых два. Слева, с виду посложнее, справа попроще, но там проходили только квадрики и мешает поваленная сосна. Иду слева, прохожу. Жив, расстроенный тем, что не удалось построить мост, решает оторваться на сосне - его хлебом не корми, дай только бензопилой помахать... Ну и сел, конечно. Правда, не по своей вине - не согласовал прохождение с оператором, и встал не удачно из-за этого. Потяни, говорит, лебедочкой аккуратно...

Ага, потяни. Тут сначала развернуться надо... Ну и где все штурманы? Ага, вон они - все с фотиками вокруг Жива прыгают - как никак первый засидон в рейде. Ладно, нахожу место, разворачиваюсь, положив подлесок задним бампером. Тянем потянем. Опять разворот через черт те что, едем. Нет, не едем, что-то конкретно лупит в кузов. Вылезаю. Хммм, с чего это вдруг у меня задний мост так выкрутило? Созываю консилиум, остальные собирают в округе грибы. Грибов много, но все огромные и червивые.

При детальном рассмотрении оказывается, что крепление нижней реактивной тяги ушло вперед и хвостовик редуктора "лупит" в кузов. Вот чёрт! Облегчаем машину "от носа до кормы". "Все ребята, я не боец, у вас вон Жив есть с этой стороны, он, если что, дернет, а я поехал вперед тихим ходом, догоняйте."

Тихим ходом я учесал от них далеко, даже переносные рации не добивали, только стационарная CB-шка. От пресловутого трелевочника осталось одно лишь воспоминание и несколько железяк на обочине. Куда все делось? Нет, ну правда, в 2006ом стоял почти целый трактор, ну понимаю - открутить на память гайку, но не кузов же по частям разобрать и вместе с гусеницами уволочь... В металлом что ли предприимчивые джиперы сдали - никто другой тут не ездит...

Дорога особых трудностей не представляет. Так, кое-где колея, но все проходимо... Сижу. Судя по всему, на камне. Сдернуться бы назад, да пока они до меня доедут, меня тут комары сожрут! Ладно разматываю лебедку... Как неудобно лебедится в одиночку, но это похоже моя судьба...

Предположение о незаметом камне оправдалось. Воткнув ветку перед ним, сообщаю остальным по рации об опасности и продолжаю движение.

А вот и Ворожгора. На полянах Ворожгоры кипит жизнь, как и в 2006 году здесь Валдайский предприниматель занимается заготовкой сена и складирует их в старые, почти развалившиеся амбары давно покинутого поселка. Несмотря на то, что эта территория находится в его законном пользовании (аренде), туристам он рад, всегда с удовольствием пообщается, расскажет и покажет, не отказывается от угощений и коллекционирует наклейки различных, проходящих по его территории, мероприятий. В хозяйстве - трактор Беларусь, при помощи которого он оказывает различную эвакуционную помощь туристам при необходимости. Так что на Петровский Ям следующим днем мы шли уверенно, зная что в случае чего за подмогой можно сходить, но это уже история другого дня, а напоследок байка уходящего вечера.

Кто читал отчет по рейду 2008 года, должен помнить - я рассказывал об особенности Жива засыпать и не замечать, что он спал. На сей раз мы его поймали "с поличным". Было у нас некоторое количество сосисок, то ли из города еще не съели, то ли в Пудоже купили... Решили мы их пожарить на ужин. Жива посадили ответственным по сосискам - решетку переворачивать, а он взял и традиционно заснул в кресле. Сосискам сгореть конечно не дали, вовремя перевернули, и даже съесть успели, решетку на мангал вернули, чтобы жир обгорел. Жив все спал, а участники рейда делились впечатлениями от первого дня оффроада и кто-то в пылу рассказа своих приключений помянул его. Жив тут же проснулся и откликнулся. Все обернувшись увидели как Жив исполнил свой долг - перевернул пустую решетку на потухшем мангале и сказал свою традиционную, для таких случаев, фразу: "Я не спал!"...

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: День четвертый: Экскурсия в хижину, первый спец. участок и первое "ДОШЛИ!"



Андом гора. Дождливое утро, фото на память перед отъездом



Река Выг, вид с моста.



Вот такая вот дорожка. Очевидно, что по ней постоянно ездят в лесопункт.



Пополняем запасы питьевой воды на лесопункте Тайгиницы



Подготавливаем брод к проезду



Первый пошел!



Второй пошел!



Оператору за хорошим кадром приходится забираться даже дальше, чем штурманам.



Работа штурмана.



Лужи с виду хоть и страшные, но дно твердое.



Мой маршрут слева



Жив ходит направо



Вечер на Ворожгоре.




Изображение пользователя Azs.

Ничего себе, как все обмелело!

Изображение пользователя Azs.

Ничего себе, как все обмелело!

Еще в таких магазинчиках часто не свежие продукты.
А бензин, да, в Мурманске в июне он был вообще ближе к 24 руб.

Еще в таких магазинчиках часто не свежие продукты.
А бензин, да, в Мурманске в июне он был вообще ближе к 24 руб.