Рдейский монастырь (или те же семь верст - не крюк)

Поднять/опустить
рейтинг отчета

часть 1.

Итак, движимые нездоровым задором авантюризма, мы после посещения Реконьской пустыни решили съездить куда-нибудь еще. Одна из моих знакомых подкинула нам историю про Рдейский монастырь. Тоже мужской и тоже заброшенный. Почитав, подумав, посмотрев, мы решили - едем! И вот на 18-20 августа 2006 года этот выезд состоялся.

Начало было веслым. Веселым в плане того, что наша компания развалилась, вернее, от нее откололся один человек. С учетом того, что мы собирались ехать втроем, потеря одного участника была чревата кучей приключений не очень приятного свойства. Зная, что УАЗ Патриот любит засаживаться во всякую глину по самое брюхо, (что поделать, коли водитель неопытный) я панически начала искать желающих присоединиться. Однако, это оказалось не так просто, потому что поиск начался в пятницу днем, а выезд планировался в этот же день вечером. Не найдя никого, я махнула рукой и сказав: "Будь, что будет", поиск прекратила.

Но все то время, пока мы выезжали из города (а это заняло ни много ни мало два с лишним часа, потому что по закону подлости все пытаются в пятницу из города уехать и создают какие-то бешеные пробки на дороге), я думала о том, что же будет, если машина ляжет на брюхо. Одно дело его вчетвером выкапывать и толкать, а другое дело вдвоем уговаривать.

И при почти выезеде из города, в голову приходит идея. Надо попробовать предложить поехать с нами Юрика из славного города Луги. Все равно мимо едем, так почему бы его и не взять с собой. Позвонили и о чудо! - Юрик согласился. Осталось доехать до Луги.

В Лугу мы приехали уже ближе к началу следующего дня, то есть в 23.30. Не знаю почему, но мне ужасно хотелось спать. И я мучалась безумно, потому что спать в машине не могу - укачивает. Пока подождали Юрика, пока он поставил своего Самурая (на котором когда-то в одиночку доехал из г.Находка до собственно, Луги) к гаражу, пока то да сё, выехали из городка мы (собственно Энди, я и Юрик) где-то уже далеко заполночь. И наши приключения начались.

Совершенно ясно, что ехать ночью до места высадки - это неразумно (получалось порядка 300 км), мы начали искать место для ночевки. Из низин выползал туман, застилая собой дорогу. На небе все ярче светили звезды. Холодало, а мы ехали и ехали. Моя борьба со сном окончилась моим поражением и я все-таки заснула. Периодически я просыпалась, но снова проваливалась в сон. Разбудили меня при поиске поворота налево в теоретически возможное для ночевки место.

Оказалось, что место не самое удачное для стоянки - поле, вдоль него канава и за ней какое-то подобие леса. Но что делать, деваться некуда, поэтому, покатавшись по полю в тумане, мы, наконец-то, остановились. Ребята пошли искать дрова, а я сидела в машине и смотрела на этот сюр, почти забыв про сон. Два человека в ночи, в тумане светят фонарями во все стороны, периодически поднимая лучи к небу. Самих их было почти не видно - так, размытые силуэты и лучи света в туманном пролеске. Но потом пришел сон и я, достав спальник так и заснула на заднем сиденье машины. Краем глаза я отметила, что на часах было 2 часа 45 минут.

часть 2.

Суббота встретила нас солнышком, росой на поле, узорами паутины по ветвям и траве, скошенными полями и дорогой. Собравшись за двадцать минут, в начале десятого мы уже ехали дальше, к нашей конечной цели: Рдейскому монастырю. Достаточно быстро проскочив поселения и слегка заблудившись в Старой Руссе, мы полетели дальше мимо выцветших дорожных знаков, бензо-заправок старого образца - того образца, когда наливают чуть ли не из цистерны), мимо полей, блестящих под лучами утреннего солнца, сквозь низинные туманы к деревеньке Наволок. Там был собственно старт до монастыря, но уже пешком.

Доехав до деревни Наволоки, мы завернули, как нам и было всеми сказано в самом начале посёлка направо в поля и поехали по дороге куда-то, лишь бы подальше от дороги и поближе все-таки к нашему финишу. Но ведь Патриот - он же такой, своенравный. Как видит лужу, так в нее и лезет. И упрямо все едет и едет, но потом раз и всё - сидим. Колесами вращаем, птичек-ящериц стращаем, а толку чуть. Вот и тут приземлились на брюхо. Патриот грустно вздохнул пару раз и обреченно ждал пока его вытащат. Вот тут вот мы поняли преимущества Юрика - у него была лебедка! Не автоматическая, ручная, но все же лебедка.

Поэтому провозились мы всего каких-то чуть больше часа и в 12.30 сели на обочине, чтобы хоть как-то позавтракать. Перекусив нехитрыми бутербродами, мы проехали еще немного вперед и вот начались окончательные сборы. Что брать, что оставить. Просмотры карты, перекладка рюкзаков и еще один перекусик перед дорогой и вот, в 14.10, взгромоздив на себя рюкзаки, мы выдвинулись к монастырю.

Погода была великолепная - солнце и легкий ветерок. Слепни нас боялись, потому что мы облились с ног до головы всякой гадостью, которая им не нравится. Протопав какое-то количество километров по полевой дороге, мы вошли в лес и почти сразу скептиически хмыкнули и приподняли брови (те, кто умел), потому что дорога превратилась в это.

Но что делать - надо идти, раз уж приехали. Помахав на прощание встречающей нас поклоном березе,

мы пошли обходными тропами, продираясь через кусты, перехватывая ветки, чтобы они в лицо не попали и по глазам не хлестнули. В итоге Юрик решил, что надо все-таки переобуваться и мы сделали первую остановку, на которой кроссовки были положены в Юриковский рюкзак, а резиновые сапоги увидели наконец-то белый свет. Потом остановок было великое множество. И чем дальше, тем чаще и чаще. Пройдя чуть больше часа, мы вышли к болоту. Мы вышли к тому болоту, которое надо было форсировать.

Форсировать прямиком, никуда не сворачивая, приглядываясь к едва видным за почти семь километров куполам.

Не могу сказать, что болото было очень сырое, но это оказалось утомительным занятием - ходить по глубокому мху. На кочках во всю вызревала клюква.

Никому не нужная клюква, разве что существам, оставляющим такие следы и разбрасывающим в болоте стекла.

Ну и чудакам, рвущимся в монастырь. Заброшенный. Мужской.

Хватая на ходу красные кислые ягоды, мы чавкали по болоту сапогами и периодически огладывались назад - сколько уже пройдено и не поздно ли еще передумать... Но не передумали а шли все дальше и дальше.

Болото было вспахано следами вездеходиков, на которых местные жители гоняют на рыбалку, где-то посередке по болоту тянется светло-зеленая полоса. Прямая, как стрела и ведущая к самому монастырю. Собственно, это и была старая дорога до него, выстроенная когда-то давным-давно монахами. Но к сожалению, время не бережет никого и эта светло-зеленая полоса оказалась чуть ли не самым топким и мокрым местом всего болота.

Все пространство мха было изборождено следами гусеничной техники. Столько перекрестков, наверное, не встречается ни в одном городе. Нам приходилось идти то по одной "дороге", то по другой. Солнце грело все сильнее, рюкзаки с каждым метром становились все тяжелее, ноги все чаще спотыкались и промахивались мимо спасительных кочек, а конечная цель не приближалась. Остановки и отдыхи были все чаще и все длиннее, вода заканчивалась, начиналось хотеться есть, но в этом пространстве можно было лишь жевать мох, подобно северным оленям, потому что даже клюква уже закончилась. Но надо было идти и мы, взваливали рюкзаки на плечи и шли и шли, уже не глядя по сторонам. Я все чаще задумывалась, а многие ли смогли бы такое выдержать, почему эти монахи забрались в такое место, да и не зря ли мы вообще ввязались в эту авантюру. Юрик слабел на глазах. Он чуть не потерял сапог

и все чаще проваливался в болото. И непонятно было что легче – топать, как придется или же все-таки прыгать по кочкам. Понятно, что пытаться не замочить ноги, было уже немного глупо - все равно уже давно мокрые. Оставалось одно - не провалиться по колено, а то и хуже.

Но вот конечная цель начала приближаться, это говорило о том, что мы прошли экватор. Появилась вера в светлое будущее, но сил уже почти не оставалось. Мы все шли и шли, периодически переругиваясь между собой, проклиная монахов, болото и все в принципе.

И вот дошли до леса, где шла обходная тропа мимо последней перед конечной целью огромной непроходимой чачи. Передохнув в очередной раз, поев черники и брусники, мы двинулись по ней к броду.

Брод преодолевали, стиснув зубы, хватаясь за тоненькие веточки, стараясь не упасть с тонких жердей,

проложенных руками таких же путников. Потом мы заметили, что по этой смутной дороге на веках развешены метки.

Клочки туалетной бумаги подсказывали, куда идти дальше. В голове вертелось: "Если хотите остаться в живых, не ходите один на болота...", но вот настало 19.25 по московскому времени, и нас встретил деревянный крест с надписью "Сим победиши".

Мы были у цели. Осталось найти место ночевки...

часть 3.

Дорога вела вдоль и вокруг старой разрушенной монастырской стены. Изредка виднелись могильные кресты, в траве шуршали зверьки, панически разбегаясь от звуков наших следов. Ребята убежали вперед, как лошадки, почуявшие близость дома.

Я тихо шла вслед за ними, рассматривая местные пейзажи. Останавливаясь и прислушиваясь к тишине. К лесной тишине с легкими стуками клювом по дереву поползня, с шорохом юрких ящериц по сухой листве, с шелестом крон вековых лип, кленов и ив.

Но вот дорога закончилась,и появилась беседка

и рядом кострище. Поленья в костре были еще теплыми, что говорило лишь о том, что тут кто-то недавно был. Мы стали вспоминать что и как и вспомнили, что слышали звук моторной лодки. Наверное, это они костер жгли. На тарелке, прикрытой другой тарелкой, лежали три маленьких копченых окушка (только сейчас пришла мысль, а может быть, это нам было оставлено специально - ведь нас трое было), в углу беседки стояла лопата, к дереву были прислонены грабли. И никого. Скинув сапоги, промокшие до невозможности, мы начали распаковывать рюкзаки, когда начали слышать далекие голоса со стороны озера. Подумали - а вдруг они возвращаются, а мы тут... надо подождать, а озеро не убежит, искупаться всегда будет можно.

Крики и призывы какого-то Михи становились все громче, и вдруг из леса вышел человек с топором. Я машинально посмотрела на часы. Времени было 21.05. Человек шел молча, чуть согнувшись под рюкзаком, ботинки были развязаны. С каждым шагом ботинки издавали хлюпающий звук и плевались во все стороны водой. Человек мрачно взирал на нас и молчал, видимо, задумавшись. Мы замолчали тоже, пока не сообразили все-таки поздороваться, может быть он и не будет нас мучить прежде, чем зарубить. Тем более, что знак, прислоненный к беседке

когда-то уже был жестоко расстрелян.

Но все обошлось - человек ответив мрачным голосом на приветствие, ушел в сторону озера. Мы пожали плечами, и я пошла на разведку.

Оказалось, что это были ребята из Москвы, которые на чем свет кляли какого-то дедулю, болота, руководителя и жизнь в принципе. Потом мы дали им время хоть как-то очухаться и начали спрашивать. За время, проведенное вместе, мы узнали их историю.

Они приехали на машинах из Москвы до Старой Руссы, где встретила еще ребят с поезда, и поехали к монастырю. Поплутав по Старой Руссе, они кое-как выехали на трассу и поехали до Наволок, где оставили машины под присмотр деда из первого дома по левую руку, ну и на всякий случай спросили, как идти. В общем, дед их послал. Послал, так послал. В итоге, они с самого утра плутали в болоте, забирая правее - по совету деда. В общем, думаю, что дедушке днем икалось неплохо, а ночью вряд ли ему поспалось. Всего их было восемь человек. На данный момент к нам переправились не все. И кто-то, поплыл на лодке резиновой за следующими. Беда в том, что лодочка маленькая - на двух человек, ну еще один рюкзак можно как-то разместить. Так что один был извозчиком, подобно Харону он ходил туда-сюда по озеру

и собирал заблудшие души товарищей.

Расположились мы дружной интергородней компанией и почти до утра мы рассказывали про свои походы, про всякие перипетии, про всё помаленьку. Костерок грел нас, сушил наши ботинки, выхватывал из темноты лица.

Вокруг полным ходом шла ночная жизнь. Шуршали в кустах зверьки, где-то кричала ночная птица, с озера доносились тихие всплески. Но как бы то ни было хорошо и тепло сидеть у костра в доброй компании, а спать надо было ложиться, тем более, что обратно мы собирались идти по другой дороге. Через заброшенные деревни. А эта дорога совершенно непонятна и гораздо длиннее. Поэтому в районе пяти утра последний человек из нас троих, то есть я, пошел спать.

часть 4.

Воскресенье было тяжеловатым. Недосып давал себя знать и вчерашнее форсирование болота тоже давало себя знать - болело если не все, но многое. Искупавшись, кое как всё-таки собравшись, мы пошли посмотреть храм.

Так как время поджимало, то храм мы посмотрели бегом-бегом. Слегка пофотографировали:

и, обменявшись координатами с остающимися еще на одну ночь (ну и позавидовав им, как не без этого), мы в два часа дня вышли в путь.

Поначалу дорога была вполне терпимая. Мшистый лес. Даже сухой. Все даже было очень здорово, но беда была одна - Юрик мучался похмельем, Энди хотел идти быстрее, а я ругалась на обоих. В итоге, наш поход обратно если бы показывали по телевизору в программе не иначе как "Клуб путешественников в мире животных", то постоянное цензурное "пип-пип" было обеспечено зрителям по полной программе. Юрик через каждые пять минут останавливался, чего-то бормотал, жадно пил воду. Андрей поначалу терпел, но потом начал выдавать свои "пип-пип". В общем, обстановка была нервная. А потом мы набрели на местный транспорт,

стоящий на берегу озера, обрадовались, мол, попробуем как-нибудь договориться, но договариваться было не с кем. Пришлось идти дальше. Звук мотора, приближающийся со стороны болот, вдохновил Юрика и он, скинув рюкзак, помчался по кочкам останавливать этот вездеходик, уже второй за сегодняшний день, но неудачно. Пришлось идти.

Идти было не очень легко - всё-таки глубокий мох он муторный. Энди все тянулся к озеру, что привело к грызне его и Юрика про местоположение дороги, масштаб карты и прочее. Передача "Клуб путешественников" грозилась перерасти в сводку криминальных новостей...

Потом пришлось остановиться - Юрик полез купаться. Ему вроде стало полегче, но не на долго. С каждой минутой и с каждой его остановкой, я все сильнее хотела схватить палку и подстегивать товарища, так сказать, из лучших побуждений. Но все-таки этого не произошло. Дорога действительно тянулась как-то вдоль озера, а потом резко завернула влево. Выяснив, что все-таки нам надо туда, мы туда и пошли и влетели в первую чачу. Небольшую в принципе, но неожиданную, хотя странно - а чего можно было не ожидать в той местности, где нарисованы болота? Кое как пробившись на более-менее нормальную дорогу мы пошли дальше. Кажется, иди себе и иди, но не получалось у нас... Мы Юрика и уговаривали, и грозились его тут оставить одного и ругая последними словами так и не смогли придать ему нужную скорость. Так что продвигались мы медленно. По дороге я собирала долгожданные грибы, любовалась лесом, смотрела на озеро, и местами было видно, что уровень воды в озере гораздо выше уровня дороги. Ощущение, что идешь как бы по дну, но по дороге.

Но дорога даже радовала, пока не начался тот самый… пииип-пииип… начались болота. Даже не болота, а БОЛОТА!!! То, что мы получили по дороге туда, было ничто по сравнению с дорогой обратно. Наши потуги распинать Юрика на более бодрый шаг не приводили к каком-либо ощутимому результату. Он кряхтел, останавливался, сопел, хватался то за голову, то за поясницу, то за бутылку с водой. А время безжалостно тикало и тикало секундной стрелкой моих часов на правой руке.

В общем, такими темпами до первой деревни мы добрались лишь к 18 часам. А впереди нас ждало почти десять километров. И неизвестная дорога, но у нас было подозрение, что лучше она не станет. И наши предположения оправдались.

Передохнув, переобув Юрика в кроссовки, мы выдвинулись по полю, в сторону машины. По полю, потому что дороги не было. Прочесав по траве выше пояса с пару километров, мы вошли в лес и поняли, что пора расставаться с мечтой прийти к машине в свете дня. С каждым отрезком пути в полкилометра, надежда дойти засветло таяла все быстрее. Как кусок масла на раскаленной сковороде, а потом перешла в стойкое убеждение, что мы останемся в этом лесу и болоте навсегда.

Юрик начал стонать и хромать, у него отказало колено. Мы с Энди начали гипнотизировать его, чтобы уже пойти. И вот о чудо! Когда солнце начало укладываться спать, то есть где-то в районе 22 часов вечера, Юрик, наконец-то стиснул зубы и пошел. И хорошо так пошел! Иногда нам удавалось выходить в поля, над которыми уже опускался туман. Мы посматривали на небо и высчитывали те крохи минут, которые оставались нам до захода солнца и наступления темноты.

А потом солнце все-таки зашло окончательно, и мы остались в лесу на болотистой дороге втроем с одним фонариком на всех. Лишь светлячки по краям дороги обозначали границы. Но… их света было слишком мало. В общем, я долго могу рассказывать про ночной лес, про напряжение с которым высматривались в темноте непроходимые лужи, а проходимые форсировались уже так, напрямую. Про то, как рюкзак становился все тяжелее, как ноги переставлялись сами по себе и уда хотели и их отение не всегда совпадало с нашим хотением. Можно поговорить про понимание того, что если остановишься, то уже не сделаешь больше и шага, но это все растянулось на почти пять километров, поэтому рассказывать долго, да и нет особого смысла.

Какова же была наша радость, когда вдалеке мы увидели яркое подмигивание маячка сигнализации терпеливо ждущего нас Патриота… на часах было 23 часа 35 минут.

Поплутав по Старой Руссе (проезжая третий раз мимо заправки. под потолком Патрика повисла мысль "Мама, а это моя булочка...."), высадив Юрика у его машины в Луге, мы все-таки поехали в сторону Питера. Дорога была смутная, и в 5.20 утра меня разбудили уже в Питере и наконец-то недобитый отряд Рдейского десанта вылез из машины и побрел спать…

Двоякое осталось ощущение. Вроде как тяжело туда ехать второй раз, но почему-то все-таки хочется. Попробовать смотаться туда по морозам? Или же летом, так же, через болто и обратно, но.... с двумя ночевками....

про Рдей смотрим тут: http://www.towns.ru/other/rdeysky.html

гео.справка:

На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото - одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря.

С северного края деревни Наволок (у второго - третьего дома) в южном направлении уходит хорошо заметная полевая дорога, ведущая в деревню Шапково. Идем по дороге примерно 900 метров до трубы, в которую упрятан ручеек. Сразу за ручьем - поворот по колее направо. Движемся по ней примерно 1050 метров, пересекаем новую канаву и еще через 600 метров входим в лес. В морозную бесснежную погоду до этой точки можно без труда добраться на легковом автомобиле. Координаты - 57.30841 северной широты, 31.01506 восточной долготы.

Далее идем по хорошо заметной лесной дороге. Вскоре она из леса выводит на небольшое поле с пригорком в его конце. Сразу за пригорком - очередной ручеек. На противоположном его берегу то, что раньше можно было назвать дорогой, заканчивается и начинается болото. Этот участок пути имеет длину около 1250 метров. Координаты точки выхода на болото - 57.30246 северной широты, 30.99703 восточной долготы.

остальное по ссылке...

Супер! Тяжело, но жуть, как интересно. Тоже хочу. :)

Мда, все же зимой как-то проще туда попасть.