Вне зоны доступа

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Hа крайнем юге Архангельской области, на ж/д Архангельск - Москва есть станция Ерцево. От неё уходит на запад не обозначенная в схемах ж/д ветка.
Она принадлежит организации со звучным названием "Учреждение Почтовый ящик 233".
Проехать здесь можно без специального разрешения, ныне она перестала быть закрытой зоной.
Hа расстоянии 90 км встретятся заброшенные поселки, старинные семафоры, деревянные мосты...

Идея проехать северным берегом озера Воже обсуждалась еще год назад.
В итоге, путь по разобранной ведомственной ветке ж/д от Совзы до Ерцево пройден.

Ерцевская железная дорога с момента своего зарождения и до настоящего времени находится в ведении учреждений пенитенциарной системы. Её ранняя история неотделима от истории Каргопольского исправительно-трудового лагеря («Каргопольлага»).

В 1937 году на месте нынешнего посёлка Ерцево появилась первая «зона».
Эта местность быстро стала лагерным районом. Протяжённость линий Ерцевской железной дороги возрастала год за годом. От главной магистрали отходили ветки, ведущие в глубину лесных массивов. Вдоль магистрали и на ветках строились лагерные пункты, вблизи которых заключённые производили заготовку леса.

Одним из наиболее крупных населенных пунктов в этих краях был поселок Совза.
В былые времена здесь было несколько сотен человек гражданского населения. Все они работали на двух расположенных здесь колониях строго режима и на железной дороге.
В начале 2000-х было принято решение закрыть обе зоны.
Потом, несмотря на многочисленные протесты населения, была разобрана железнодорожная ветка.
За два года отсюда вынуждены были уехать более 100 семей.
Сегодня в Совзе осталось три человека.

Места довольно глухие, просто так не добраться. Постройки хорошо сохранились, в некоторых целы стекла, повсюду остовы автомобилей.

Место впечатляющее. Здесь несколько улиц, десятки жилых домов, сельский клуб, пожарная часть, склады...
И ни души.

Примечательно, что ровно по центральной улице проходила граница между Архангельской и Вологодской областями.
Тем не менее, поселок и колонии административно всегда относились к Архангельской области.

Проезжая по улицам, нас поразило еще одна местная достопримечательность.
Прямо рядом с дорогой стоит спутниковая тарелка с питанием от солнечных батарей и новенький телефон.

Это последствия программы министерства связи, телефон в каждый населенный пункт.
Вот так, чудо цивилизации в забытом людьми месте.
И это еще не всё. Раз в неделю сюда прилетает вертолет, проверять техническое состояние.
Теперь галочка о реализованной программе где-то стоит и все спокойны...

Когда-то в Совзе было сразу две колонии строгого режима, потом одну закрыли, а из другой сделали колонию-поселение.
Затем оставили и её.

Несмотря на то, что строения здесь деревянные, всё хорошо сохранилось.

Здание "учебки" и медсанчасть.

Место для отдыха караула.

Бараки, здесь жили заключенные.

Колонию оставляли в попыхах, повсюду брошенные документы, журналы приказов, заявления, контрольно-розыскные карточки, мебель...

Вообще, снимки из колонии - это для отдельной темы, мы же движемся дальше.
Дорога прямая как струна, вокруг, куда ни глянь, бескрайняя топь. Становится понятно, почему здесь строили зоны.

Бывшая железка пересекает две реки - Чепцу и Свидь.
Вопреки опасениям, мосты действующие, сделаны добротно, простоят еще долго.

Вокруг этих рек рассыпались избушки рыбаков.
Места живописные, да и рыбы говорят здесь немало.

Характерно, что все реки впадают в Воже, кроме одной.
Это река Свидь, она вытекает из озера. Здесь целый поселок рыбаков.

Консультируемся, закупаем немного свежей рыбки.

А вокруг снова болота...

Снова заброшенные деревни...

Громадные семафоры...

Обаяние северной осени...

Была и дичь на ужин...

Еще мы увидели всё таки действующую часть Ерцевской ж/д и даже умудрились проехать по ней навстречу поезду.

Видели мы и заброшенную колонию в Боровом. Так называемый "Белый лебедь"...
Но это уже совсем другая история.




Впечатляет!!!

Очень интересно, красотища, но все же жутковато! А вторая часть про зону будет??
На сколько дней ездили?
Где останавливались на ночь?