Велопоход Петрозавдоск - Медвежъегорск - Бесов Нос, август 2008 г.

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Велопоход Петрозаводск - Бесов Нос, 7 – 13 августа 2008 г.

7 августа
Петрозаводск-Янишполе-Кондопога-Кивач-Сопоха

В 7 утра поезд Санкт-Петербург - Петрозаводск  доставил троих байкеров на петрозаводский вокзал. Звали добрых молодцев Роман, Слава и Игорь, с ними кони горные, два Scott'а и Author.
Утро выдалось хмурое и холодное. Собрались, заехали в ближайший магазин за продуктами, доехали до набережной, перекусили и тронулись в путь. По набережной и далее до Соломенного, через понтонный мост, Заозерье и далее по грунтовке на север. Можно доехать по шоссе, но мы не любим автотранспорт и предпочитаем двигаться по лесным дорогам.

Увеличить

Погода постепенно налаживается, появляется солнце, и через полдня езды по лесным дорогам, пару раз чуть-чуть заблудившись, выезжаем на асфальт недалеко от Янишполя. В Янишполе пьем чай с плюшками в придорожном кафе и двигаемся по асфальту в Кондопогу. В Кондопоге греемся на солнышке у Ледового дворца, запасаемся продуктами и двигаем смотреть водопад Кивач.

Увеличить

До отворотки на Кивач 20 км едем по шоссе, глотая выхлоп, от отворотки до Кивача еще 8 км по асфальтовой дороге. На подъезде к Кивачу начинается дождь, но довольно быстро заканчивается. Кивач хорош!

Увеличить

Вокруг Кивача заповедник, вставать лагерем нельзя, в итоге возвращаемся назад к отворотке и едем в деревню Сопоха (полкилометра от отворотки), встаем на левом берегу Сопохской губы. Берега там довольно крутые, но вдоль левого берега, от кладбища, идет тропинка, метров через 500 нашли хорошее местечко. Ставим лагерь, ужинаем и вырубаемся, на спидометре 120 км.

8 августа
Сопоха – Кондопога – Илемсельга – Лижма – озеро Викшезеро

Увеличить

Встали по будильнику в 8.00 утра. Слава сварил гороховую кашу в индийском стиле, штука сытная, одной «заправки» надолго хватает. Собрались, выехали в 10.00. Быстро доехали по шоссе до Кондопоги и покатили по грейдеру в сторону Илемсельги. Сразу же встретился крутой и продолжительный подъем, первый, но  далеко не последний. Практически вся наша дальнейшая дорога до Бесова Носа представляла собой бесконечный цикл подъем-спуск.

Увеличить

Неплохой грейдер, без «стиральной доски», идет до Илемсельги, затем переходит в грунтовую дорогу. Часам к 16 небо затягивается серой пеленой, начинает накрапывать редкий дождик. Недалеко от озера Викшезеро карта сообщает о грунтовке после мостика, выходящей к оному озеру. Дождь медленно, но верно усиливается. Сворачиваем на эту грунтовку и довольно быстро находим обжитое место для стоянки. Обжитое настолько, что на берегу, среди прочего мусора, валяется остов автомобиля «Москвич». Беглый проезд разведчика далее по дороге, превратившейся от дождя в замечательную кросс-кантрийную трассу с обилием грязи,  показывает наличие еще пары стоянок. Одна ничем не лучше, вторая занята автолюбителями. Решаем остаться здесь.
Дождь продолжается.

Увеличить

Немного прибираемся, натягиваем тент, ставим палатку, разводим костер, благо дрова, хоть и сырые, оставили предыдущие постояльцы. Костер гореть не хочет, в итоге, пока заставили его гореть и кипеть котелки , уже стемнело. Сидим под пятачком тента, льет дождь, Слава кашеварит похлебку из гречки с грибами, собранными вокруг поляны, холодно и сыро, хочется есть. По всем признакам дождь пришел на долго, думаем о завтрашнем участке  заброшенной дороги, которая наверняка размокла, звучат мысли о пригородном поезде до Медвежьегорска… Жаль, что не купили в магазине бутылочку водочки, ее так не хватает сейчас для обогрева и поднятия боевого духа. Едим, ложимся спать. Всю ночь дождь барабанит по крыше палатки, за день прошли 85 км.

9 августа
Озеро Викшезеро – Кяппесельга – Пергуба – Медвежъегорск

Моросит дождь. Встаем в 7.00 утра по будильнику, т.к. вчера было принято решение сесть в Кяппесельге на поезд до Медвежьегорска. Дождь слабеет, пьем чай, собираемся (все сырое, бррр) выезжаем. Дорога совсем сужается и превращается  в живописную лесную дорожку. В районе Майозера дорога пересекает железную дорогу, по которой перед нами проносится тот самый поезд на Медвежьегорск. Значит, сама судьба велит нам покорить заброшенную дорогу!

Примерно за три км до железки дорога раздвоилась, на карте ничего подобного нет. Мы проехали по правой дороге. Скорее всего, левая дорога – это дублер правой, т.к. наша правая оказалась мало езженная, но для велика в самый раз.

Машем поезду ручкой, перетаскиваем велики через железку, по бокам которой навалены кучи щебня, чтобы машины не могли проехать, движемся дальше. В Кяппесельге находим магазин без вывески, с выцветшими буквами «столовая», с промтоварным и продовольственным отделом в одном флаконе и доброй продавщицей, которая дала кипяточку для быстрорастворимого пюре, купленного там же. Едим у магазина, Игорь там же приобретает сандалии, т.к. лучше в сандалиях босиком, чем в сырых кроссовках, спрашиваем про дорогу. Местные жители говорят, что на машине не проходима, только пешком, 20 км. Дождя практически нет, изморось. Уже неплохо, трогаемся в путь.
Забегая вперед, скажу – этот «спецучасток» от Кяппесельги до Пергубы, по крайней мере для меня, стал самым ярким и позитивным впечатлением этого путешествия.

Через триста метров нас ждал первый брод – длинною метров 50, вода выше втулок колес. Надеваем сандалии и больше не снимаем до самого Медвежъегорска. Дорога углубляется в лес, сужаясь, ныряет то вверх, то вниз по дремучему лесу, местами старой гатью практически теряется в болоте. Часто идем вброд, буквально перетаскивая коней на себе. В воздухе висит туман, очень красиво выглядит влажный карельский лес, зеленой стеной обрамляющий дорогу. В некоторых местах дорога сильно заросла молодняком, приходиться буквально продираться сквозь заросли.

Через 7 км дорожка уперлась в реку Уницу. Когда-то давно здесь был деревянный мост, но сейчас остались одни развалины. Попеняв на качество российских карт (мол, мост нарисован, а на самом деле его нет), решаем разведать реку на предмет брода, река порожистая, но небольшая и неглубокая. Делаю тестовый переход вброд. Без велика еще можно кое-как перебраться, но с велосипедом нечего и думать - камни скользкие, течение сильное. В задумчивости стою на том берегу, смотрю по сторонам … и вижу в 150 метрах железнодорожный мост через эту самую речку =) Внимательно впоследствии разглядев нашу двухкилометровку, увидели, что мост действительно нарисован на железной дороге, а грунтовка нарисована очень близко рядом.

Увеличить

Перетаскивая велики через мост, в очередной раз замечаем, что перед нами кто-то шел тем же маршрутом – свежая трава примята, периодически следы от узкого протектора в грязи. На том берегу «велодорожка» начинается прямо от берега, как будто мост убрали только вчера, садимся в седла и въезжаем в грибное царство. Грибы в буквальном смысле растут под ногами – белые, подосиновики, подберезовики. Иногда останавливаемся, чтобы просто полюбоваться белыми крепышами. Собирать не собираем, т.к. некуда и некогда.

«Мчимся» по сказочному лесу на первой передаче, через болота и ручьи, заросли молодняка и тоннели из склонившихся над дорогой деревьев. В 17.30 въезжаем в Пергубу, на дорогу ушло около 5 часов. Насквозь промокшие в 19.00 останавливаемся у гостиницы «Онежская» в Медвежьегорске, где нас уже ждали друзья. 1200 руб. за двухместный номер. Сбрасываю сырую и грязную одежду и влезаю в горячий душ. Ооооох, какое наслаждение! Натягиваем в номере веревки и развешиваем палатки, спальники, вещи (все сырое) и идем в кафешку есть горячую еду с коньяком.
За день проехали 55 км.

10 августа
Медвежьегорск – Повенец – Габсельга

В Медвежьегорске у нас была запланирована полудневка, дабы отоспаться после посещения фестиваля Медгорейв. Поспали, сделали небольшое тех.обслуживание великам и в 17.45 выехали по шоссе в Повенец, где по шлюзу №2 пересекли Беломорский канал. Перед шлюзом начался дождь и с переменным успехом шел пару часов всю дорогу. На стоянку встали в 20.30, в районе Габсельги, на берегу губы Орвгубы.

Увеличить

Небольшая обжитая стоянка, все чистенько, дрова заготовлены, даже столик есть.
Дрова опять-таки горели плохо -высокая влажность, отсырели, намахались пенкой вволю. Хороший летний вечер, почти без дождя, коньяк, чай, ужин, чай, коньяк, легли за полночь. Прошли 45 км

Увеличить

11 августа
Габсельга – Челмужи – Пяльма – Пудожгорский

Встали в 10, поели-попили, выехали в 12.00. Вышло солнышко. Вся наша сегодняшняя дорога идет по шоссе и задача-минимум пройти 100 км. Погода солнечная, но ветренная, ветер, конечно же, в лицо, у меня даже уши мерзли. Мерзли до тех пор, пока Игорь на одном из участков не задал хороший темп, мы пулей пронеслись 15 км до Пудожгорского, от ушей валил пар=). В Челмужах делали привал, обедали возле деревянной церкви на берегу озера, красивое место.

Увеличить

К сожалению,  посетить Челмужскую косу мы не успеваем, видимо в другой раз. Говорят, там хорошие места, правда, замусоленные автолюбителями. В Пудожгорском закупились провиантом, включая литр красного сухого, через 8 км, переехав мостик, сворачиваем на стоянку возле реки Туба (место подсмотрели в этом отчете).

Увеличить

О чудо, уже третий раз нам не приходится рубить дрова – они заботливо сложены рядом с очагом! Правда, оказались сырыми насквозь, ну да мы уже привыкли – кинем хвороста да помашем пенкой. Предыдущие хозяева, видимо, уехали совсем недавно – костер дымится, лапник на месте под палатку лежит свежей зеленой периной. Красота!

Ради спортивного интереса проезжаю дальше по плохонькой дорожке в сторону Онеги, примерно через километр выезжаю к берегу. Место очень живописное – под ногами плоская скала, образующая берег, камни, рядом впадает речка Туба, но в качестве стоянки менее удобное, чем наше, и изрядно вытоптанное. За день прошли 95 км.

12 августа
Пудожгорский – Авдеево – Пудож – Каршево – Бесов Нос

Всю ночь шел дождь, встали в 10, когда дождь прекратился. Варим завтрак, периодически появляется солнце, по соседнему дереву проскакала крупная белка. Выехали в 12.30
До Каршево дорога представляет собой нудное шоссе, с привалом в Авдеево на берегу озера.

Увеличить

А в конце пути нас ждал «спецучасток» - дорога на Бесов Нос. Поначалу все было гладко, лесная дорожка, несколько километров все мило,  была пара развилок – одна вела влево к каким-то гаражам, туда не поехали, вторая по правой дороге вывела нас на поле, где благополучно кончилась. Вернулись назад (2 км) и поехали левой дорогой, верной.

И началось – 5 минут едем – 5 минут тащим по грязи, и так до самого конца.

Едем-тащим, едем-тащим, наступили сумерки, едем-тащим, едем-тащим, натыкаемся в темноте на застрявший и брошенный трактор Беларусь, едем-тащим, намокшая ранее фара еле светит, прицепил задний габарит на руль, какой-никакой свет, едем-тащим, блин, когда же это кончится, ночь уже, едем-тащим, очутились в заброшенной деревне, силуэты покосившихся старых изб которой зловеще смотрятся на фоне ночного неба. Чу, подул свежий холодный ветер, вдали запел лодочный мотор. Мы близки!

Онего встретил нас в 0.30 ночи довольно сильным ветром с воды и шумом волн.
Влево и вправо простирается огромный песчаный пляж. Ставим палатку где стоим, из тента сооружаем ветрозащиту для костра, варим макароны, уплетаем их с горилкой и валимся спать. За день прошли 115 км.

13 августа
Бесов Нос –Шальский

Встали в 10 (хотя будильник ставили на 9, безвольные тряпки), ночью шел дождь. Пока собирались, у проходившего мимо народу (там довольно много туристов, приезжают на пару недель постоять лагерем на берегу) узнали о существовании тропы по берегу до Шальского. Прикинув, что по расстоянию тропа в два раза короче, решаем поехать тропой. Собрались к 13 дня, посмотрели петроглифы возле старого маяка и поехали в Шальский.

Поначалу тропа проезжаемая, здорово петляет по лесу вдоль высокого берега, едем прямо, как индейцы на конях, машем рукой проплывающим внизу индейцам на байдарках. Любуемся видами. Затем тропа мельчает, постоянно приходиться тащить велик через бревна.

Велокомпьютер показывает скорость продвижения – 2 км в час. Несложные расчеты дают понять, что на метеор из Шальского в Петрозаводск, а, следовательно, и на поезд в Питер, мы можем не успеть. Это добавляет щепотку острого перчика в наше путешествие. Решаем, что отступление это не наш метод (да и некуда отступать вобщем-то) и ломимся вперед! В какой-то момент тропа, проходя близко от воды, становится совсем плохой, выходим на берег, это пляж, решаем попробовать по песку. Опыт удался – как раз по границе воды песок наименее вязкий и ехать вполне можно, скорость возрастает до приемлемой 10-15 км/ч, как дети мчимся по пляжу в онежских брызгах, периодически перетаскиваем велики через бревна и ручьи, либо просто объезжаем их по воде.

Увеличить

Каменистые мысы приходится обходить лесом, но там везде есть тропа. Прибыли на пристань за час до ракеты, проехали за день 20 км.

Метеор несет нас в Петрозаводск, в непривычно теплом и мягком кресле которого я дописываю дневник нашего путешествия.




Здорово! Завидую! Карелия, как всегда великолепна!

жду недождусь когда у меня отпуск и тоже наприроду рвану, надоел душный офис :(