Путешествие через Евразию на мотоцикле. Часть 14, Португалия

Поднять/опустить
рейтинг отчета

К вечеру я вышел на португальское побережье. Я почти счастлив, что дошёл до этой сказочно далёкой страны, до этого безмерного океана на другой стороне земного шара. Меня приветствует громоподобный рёв прибоя, не заторможенного никакими бухтами и заливами. Я уже на краю Евразии. Вот он, край света. Прямо на моих глазах через полтора часа в морскую пучину опустится солнце. Мне самому кажется, дивно думать и говорить по-русски на этом далёком берегу.

Пляжный народ похож на наших. Не нахожу ни малейших различий, кроме того, что говорят не по-русски. Я рядом со своим долгожданным мысом Рока.

Пляж возле Порту, на котором я остановился,- мой первый португальский пляж- величественен и великолепен. Чистый жёлтый песок. Ширина пляжной полосы невелика, метров 30. За ней следует песчаная возвышенность, поросшая травой, поднимающаяся метров на 5, и шириной тоже 30 метров. Далее уже идёт территория посёлка - стены, заборы жилых одноэтажных домов.

Пора позаботиться и о своём ночлеге. С палаткой я снова стал себя чувствовать много уверенней, прошло то паническое настроение в преддверии темноты, которое подкрадывалось ко мне в Польше и Германии.

Не хочу уходить от морского берега, несмотря на ветер, шум и отсутствие очевидных мест для палатки. Между пляжем и сплошной зоной поселковой застройки есть эта самая 30-метровая полоса пустынной земли с жёсткий травой, но туда нет въезда. Эта полоса поднята и над пляжем, и над асфальтом так, что проезд невозможен. Люди ходят к пляжу через несколько пешеходных мостиков, огороженных перилами, так что и по ним на мотоцикле не проехать. К тому же всё это может тоже оказаться частной землёй жителей из прилегающих домов. Хозяев не видно. К пляжу идут одни отдыхающие. Они прибывают на своих машинах.

Помню по Крыму, что палатка возле моря - это нормально. Там они стоят в массовом порядке. Но здесь нет ни одной. Люди либо на пляже, либо в посёлке. Ладно, ставлю мотоцикл возле деревянного мостика и разгружаю вещи с палаткой на траву. Поставлю палатку между посёлком и пляжем, и будь что будет. Сгонят, так сгонят. Мой расчёт в этой части оказался верным. Никто не побеспокоил меня.

Самое примечательное в Португалии - это гигантский прибой. Сегодня ветрено, дует метров 7-8 в секунду. Волны разгоняются нешуточные. Волнение подняло, перемешало все прибрежные слои воды и купаться холодно. Ещё только подъезжая на дистанцию километров 10-15 к морю, я отметил усиление ветра и принесённую им прохладу. В континентальных районах Португалии было жарко, за 30 градусов, а на берегу хорошо даже мне.

Размеры волн, которые я вижу, не встречались мне ранее нигде. Они степенно накатываются на континент справа и слева до самого горизонта. В воздухе присутствует водяная пыль. Грохот на берегу такой, что временами в палатке мне кажется, что началось цунами.

Я в одном дневном переходе до Лиссабона. Навигатор показывает 363 км. И соответственно рядом цель моего путешествия - мыс Рока. Завтра планирую выйти на мыс и заночевать на нём. Но это идеальный план. В течение дня меня ещё не должен подвести мотоцикл. Попутно на завтра стоит ещё одна задача. Карта памяти моего фотоаппарата переполнена. Нужно срочно найти компьютер и перекинуть файлы из фотоаппарата на флэшку. Из России это кажется сущим пустяком, но здесь всё оказалось не так просто. У нас в каждом маломальском городе есть почтампт, где оказывают услуги Интернет-кафе, чем я пользовался. Европа же в другом времени. Здесь у всех есть личные персональные компьютеры, и соответственно услуги Интернет-кафе не пользуются широким спросом. Поэтому такие кафе можно встретить гораздо реже.

Мыс Рока, как ты близок. Но, уже находясь здесь в Португалии, я не имею уверенности, что дойду до тебя. Я полон сил, но судьба сильнее самого сильного путешественника.

Наверное, среди холода, усталости и кислородного голодания такое же предвкушение близости цели чувствует альпинист за несколько сотен метров до вершины. Хотя, конечно, тяготы и лишения альпинизма не сравнимы с моим пляжем, морем, тёплой палаткой и южной страной.

Наступила ночь. Шум прибоя ласково убаюкивал меня. Но ветер! Час от часу он только усиливался, и к 2 часам моё скромное жилище испытывало такой напор, что едва держалось. Когда один за другим колышки и растяжки стало вырывать из зыбкой песчаной почвы, я понял, что вот-вот моя палатка будет перевернута и покатится вместе со мной. Вылезаю наружу. Бушующее море, огромные южные звёзды, вся местность залиты лунным светом.

Португалия, я запомнил тебя такой.

Делать нечего, складываю палатку. Посёлок спит глубоким сном. Еду по навигатору к ближайшей заправке. Миную одну, другую, третью - все закрыты. Надо выбираться на магистраль, там работают круглосуточно. Но бензин уже не слышен в баке, скоро совсем кончится. Выхожу на магистраль. До заправки 20 километров. Дорога пустынна.

Ну, вот и долгожданная заправка горит огоньками своего магазина. Но что это? Двигатель начинает работать с перебоями, даю газа - не помогает. Всё. Остановился, когда до заправки оставалось 200 метров. Я быстро отжимаю сцепление и переключаюсь на неитраль, не потеряв драгоценную энергию движения. По инерции въезжаю на заправку, и ещё торможу у самой колонки. Докатился, ура!

Заправляюсь и заваливаюсь тут же на газончике заправки спать. Надул матрас и завернулся в полотнище палатки. Замечательно.

С рассветом я заправил и свой изголодавшийся организм тут же на заправке в кафе. Здесь же мне любезно уделил час своего времени и компьютер - управляющий, которого я попросил переписать мои фотографии с фотоаппарата на флэшку. Мы говорили на английском в течение всего этого времени.

Европейцы относятся к нам хорошо. Но Россия Путина их настораживает. Они знают о снижении уровня свобод в нашей стране, не доверяют президенту и желают преодоления трудностей, развития и освоения наших территорий.

Конечно, простые люди не изучают изменений нашего законодательства, впрочем, как и мы не читаем бюллетеней их парламентов. За нас это делают аналитики, которым мы доверяем. И европейские аналитики не оказались слепы. В газетах, в информациях новостных каналов образ нашего президента предстаёт лукавым, что по сути очень точно и в его внутренней политике.

06.08.07.

Великий, великий и счастливый день экспедиции и моей жизни! Я дошёл, дошёл до мыса Рока! Утомительно медленно ехал по небольшим, петляющим дорогам до самого вечера, и всё выходило очень долго. 300 километров преодолевал целый день.

На мысе всё очень строго. Почему-то веет романтикой северов. Дует ураганный ветер, так что даже проблемой становится поставить на штатив фотоаппарат или мотоцикл на подножку. «Кавасаки» пришлось поставить под сильным наклоном против ветра и его при этом заметно качало - было страшно оставлять.

Пейзаж, который открылся мне, превзошёл все ожидания. Отвесный стометровый обрыв в морскую пучину. Далёкие, далёкие разводы перистых облаков, строгие очертания стелы с крестом и маяка. Маяк с метеостанцией, правда, чувствуется, бедноваты. Видно, метеорологи живут небогато, что в России, что в Португалии.

Хочется беспрерывно кричать: Ура!- от восторга. Грохот прибоя штормового ветра наполняет картину вселенским масштабом. Внизу из моря то и дело оголяются огромные скальные блоки, подмытые и рухнувшие в воду. Море сделает своё дело, и они растворятся, осыпятся песком и галькой на дно. Невольно вспоминаешь слова английского писателя Джона Дона: «По ком звонит колокол…». Он писал буквально как раз о том, что Европа подмывается океанам, становясь с каждым упавшим утёсом всё меньше и меньше.

Я стою на крайней точке Европы, как на носу исполинского корабля, разрезающего волны. Навстречу мне вместе с ураганным ветром несётся бескрайний океан. Там за мною мощь всего Евразийского континента, просторы моей России. И нет такой силы, которая остановит наше движение на запад.

Часть моей души заходится в радостном упоении, а другая говорит: как хорошо, теперь можно расслабиться и отдохнуть, я так устал. А третья недоумённо спрашивает: как, это всё? Неужели дальше дороги нет, требую продолжения!

Мыс Рока - одно из самых величественных и красивых мест на Земле. Я потрясён его образом. Это прикосновение к космосу.

То, что я должен был сделать, я сделал: русский флаг на ветровом щитке моего мотоцикла прибыл сюда, на самый край запада. Мы здесь, мы есть, мы будем!

Обхожу весь периметр обустроенной смотровой площадки. Какое счастье просто быть здесь! Мои чувства сильнее, чем переживания других туристов, привозимых сюда на автобусах. Они тоже радуются, смеются, бегают, фотографируются. Но их радость не сравнить с моей. Они пришли всего лишь в отдаленный уголок своего дома, а я достиг с усилиями вершины в чужой далёкой стране. Здесь чувствуешь гордость, просто потому, что ты русский.

К слову сказать, среди туристов я не встретил ни славян, ни азиатов, были только местные европейцы из западных стран.

В 21 час стемнело. В палатке уже ничего не видно. А ещё не всё успел написать…

Океанский прибой, кажется, в двух шагах от меня. Как хорошо мне будет спаться под эту музыку сфер!

07.08.07.

Наступило утро. Мыс Рока. Мне, почему-то жаль, мне очень жаль покидать это место. Мыс тянет, держит меня будто магнитом. Я словно держу в руках сокровище и по своей воле оставляю его. Я расстаюсь с тобой, Мыс Рока, как с дорогим человеком, как с любимой собакой. Уходя от этого океана, от грохочущего прибоя, от могучего ветра, я теряю ценность, которую только что обрёл.

Мыс Рока, Атлантика. Наверное, ты останешься одной из главных вершин моего пути в этом мире, самым светлым и чистым днём моих воспоминаний.

Почему-то невероятным образом, казалось бы, формально, физически равнозначная точка континента обретает магический смысл сакрального полюса. Это тайна. Как и ряд других важных для нас категорий - красота, свобода, справедливость, истина - полюса становятся ценностями, за которые мы готовы отдать невероятно высокую цену.

Я впервые отчётливо повернул на восток. Признаться мне пришлось выбирать из двух альтернатив: или Мадрид, или Гибралтар. Хотелось побывать и там, и там. После длительных колебаний выбрал Мадрид - всё-таки столица Испании и, вообще, один из древних центров западной цивилизации.

Еду по Португалии. Её покрывают леса уже сильно отличающиеся и от Франции, и от северной Испании, по которой я прошёл прежде. Дорога вьётся меж невысоких гор. Идеальное качество полотна уже настолько вошло в привычку, что его не замечаешь. Есть просто дорога, широкая или узкая, прямая или вьющаяся - везде безупречный асфальт, даже в деревнях. Направление мне показывает полюбившийся мне навигатор. Но, расслабившись, я пропускаю поворот, на который мне указывала стрелка прибора и еду дальше. Ладно, ничего страшного, навигатор выведет снова. Еду по хорошей широкой трассе. Движение одностороннее, машин мало. Три полосы.

Подъезжаю к оранжево-жёлтому как бы пропускному пункту, но без людей. Колонки, светофоры, шлагбаумы. Все светофоры горят зелёным светом, шлагбаумы подняты. Торможу, чтобы сориентироваться в обстановке. Сзади обгоняет легковая машина и без задержки пролетает дальше. Ага, думаю, значит можно не останавливаться. И, не углубляясь дальше в размышления, делаю как она, забыв об этом эпизоде уже через минуту.

Но проходит 10 минут. Прекрасная трасса, едется, словно на крыльях. Снова вижу пропускной пункт, только с кабинками контролёров. Останавливаюсь, на подходе у обочины, смотрю, что будет делать народ. Водители подъезжают к кабинкам перед опущенным шлагбаумом и что-то дают контролёрам, потом платят.

Кажется, я попал. Ведь избегал же платных дорог. Но назад не повернёшь, одностороннее движение и никаких съездов. Деваться некуда, обречённо еду к кабинке. Здороваюсь. Девушка, по-английски просит с меня какой то «тикет» - билет. Билета нет…

Оказывается, есть длинная платная автомагистраль, на которую я нечаянно въехал по невнимательности. На неё ведут множество въездов и, соответственно, выездов. При въезде в своей точке водитель берёт на тех самых колонках без операторов, «тикет», который свидетельствует о месте начала движения по платной магистрали. Если вы не съезжаете с магистрали, то проходите колонки, не останавливаясь, до финиша. У вас уже есть «тикет». При выезде с магистрали, как сейчас, стоят пропускные пункты уже с контролёрами, которые по предъявлению «тикета» определяют, сколько водитель проехал по магистрали, и берут с него соответствующую плату.

Поскольку я оказался безбилетным, мне начислили платёж с самого начала магистрали до моей точки выхода – 36 евро. В среднем стоимость платной дороги в Португалии составляет 1 евро -10 км пути.

36 евро. Мне сразу представилась ночёвка в отеле, которой я жертвовал, теряя эти деньги, или четыре роскошных обеда в португальских ресторанчиках. О, с каким удовольствием я оставил бы в стороне свою спартанскую диету из хлеба, йогуртов, рыбных консервов и кока колы.

Я, было, попытался возмутиться, покричать, что не видел никаких жёлтых колонок, что проехал всего 10 км и что 36 евро - это ужасно много. Моя контролёрша была неумолима. Это моя работа,- говорила мне очаровательная хозяйка кабинки,- если я пропущу вас, то мне придётся самой за вас заплатить. Эти слова в точности повторяли фразы моих магаданских таможенников в инцидентах с пассажирами при начислении пошлин, и трогали моё сердце.

Конечно, всё было справедливо. Вижу, что железный порядок не имеет ни малейшего люфта для жалости и исключений. Плачу. Ладно, чего уж там. Раскланиваемся с португалкой в любезностях. Она мне желает быть внимательней и больше не забывать получать «тикеты», а я ей - счастливо отработать свою смену.

Архитектура Испании и Португалии очень похожи. В обоих случаях это крайние формы западного стиля. Но вместе с тем, в обеих странах эта архитектура беднее французской и немецкой. Деревни и посёлки заметно проще. Наверное, примерно так же выглядели бы здесь и наши славянские поселения.

Путешественнику на мотоцикле одиноко. К этому привыкаешь, и пока проект движется без происшествий и явных угроз, смиряешься. Но стоит обостриться ситуации, как ты снова нуждаешься в союзниках, в помощи – увы, ты должен рассчитывать только на себя. Полиция, службы спасения, авто и мотосервисы - всё это есть, но не для тебя. Эти институты действуют в своей системе и для субъектов, входящих в эту систему. Ты появляешься извне, как снег на голову. Их помощь и услуги на тебя не рассчитаны, они не нуждаются в тебе, не ищут встречи с тобой, и поэтому не пестуй надежды и не строй иллюзий. Путешественник может рассчитывать только на себя и на друзей.

Лиссабон. Типичный европейский город. В нём нет крайностей. И в то же время он очень органичен в своём комплексе. В нем сбалансировано присутствуют все классические признаки столицы европейского государства, и он имеет ярко выраженное индивидуальное выражение лица.

Его лицо - это слава и романтика великих географических открытий. Вся современная португальская культура и идеология опираются и черпают силы в былых деяниях предков. В стране и в столице всё время встречаешь величественные памятники в старинных париках и камзолах 16 века. Современная Португалия, к сожалению, не может похвастаться грандиозными прорывами.

Приятным сюрпризом было увидеть на центральных улицах многочисленные баннеры с анонсами концертов оркестра из Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (Санкт-Петербург). И эти афиши были не одни среди многих. Они были единственными в своём роде! Заходил я и в лиссабонские книжные магазины. Все книжные магазины европейских столиц беднее по номенклатуре московских магазинов и даже наших магазинов в крупных губернских городах. Но везде я отмечал наличие книг о России, о великой Отечественной войне, или книг российских авторов. Европа знает нас, помнит, мы присутствуем в её культурном пространстве.

Лиссабон смотрит своим фасадом в Атлантику. Он стоит на берегах реки Тежу, через которую перекинуты два великих моста. Я проехал по обоим. Река здесь так широка, что воспринималась мной, как морской залив. Своим духом Лиссабон напоминает наш Владивосток. Красный мост имени 25 апреля, перекинутый почти из центра города, ведёт к фигуре Христа, освящающего город с другой стороны залива.

По другому, самому протяжённому в Европе мосту «Васка да гама», я выезжал из Лиссабона на восток. Он потряс меня своей длиной. Я въехал на него и не сразу даже стал отсчитывать расстояние. Вы едете по мосту и едете, а он всё не кончается и края даже не видно. И это, кажется уже не мост, а просто дорога, но кругом вода, и вы на высоте 30 метров над волнами слева и справа. По моим расчётам, длина моста оказалась - 17 километров!

Мост тянется над водным пространством, и его пронизывает ничем не заторможенный бриз. Скорость воздушно напора такова, что я ехал на мотоцикле, отчетливо наклонённом против ветра. Как хорошо думал я, что у моста есть ограждения. Если меня сейчас сдует, то мотоцикл со мной зацепится за них, и мы не улетим в воду.

Лиссабон остался в моей памяти как один из самых красивых городов, за всё моё путешествие.

На другой стороне моста в первом же небольшом городке я неожиданно вышел на зону коммерции, которая обслуживает всю лиссабонскую провинцию.

Это потрясение для россиянина. Такая торговля в порядке вещей в Европе, а для нас - мечта. Подобный гипермаркет я видел у нас в Москве, но только в ней и всё-таки - меньше. Московский торговый центр соответствовал масштабу губернских центров Европы.

В России я, признаться, уже подумывал, сравнивая ассортимент её магазинов с советскими, что мы близки к западным стандартам торговли. Как я недооценивал Европу!

Такое изобилие ассортимента, чистоту, удобство расфасовки, тару, отсутствие очередей, можно встретить лишь в лучших московских центрах. В зоне коммерции представлена номенклатура товаров, начиная от пищевых продуктов и полуфабрикатов и кончая широчайшим выбором промышленных товаров. Зона коммерции это уже не магазин и не даже не гипермаркет.

Зона начинается с огромной стоянки, где во избежание того, чтобы водители не заблудились и не потеряли свой автомобиль, площадь расчерчена на улицы и квадраты с табличками номеров. Зона содержит свои склады, целые ареалы из кафе и ресторанов, мест отдыха посетителей, торговые павильоны на десятки тысяч квадратных метров. Это квартал. Естественно, что вместить его в существующий город невозможно и их строят на новом месте за городом с нуля. Цены товаров в таких зонах ниже, чем в традиционных магазинах.

А как это удобно жителям! Не надо бегать по магазинам в поисках нужного товара. Вы знаете, точно место, где есть всё. Пришёл и выбрал из множества разных товаров то, что нужно.

Национальной особенностью Португалии является белый или песочно-жёлтый цвет её домов с оранжевыми крышами и декоративными фасадами. Видимо, это обусловлено желанием оградить поверхности от перегрева солнцем. Эти три цвета - белый, желтый и оранжевый - определяют колорит страны. Города выглядят очень опрятно, чисто и празднично. Но в Германии такой эффект достигается трудом, аккуратностью и прилежанием немцев. А - здесь праздничными, яркими цветами. Кварталы новостроек в Португалии выдержаны в традиционной цветовой палитре и выглядят настоящими иллюстрациями сказочной книжки. Конечно, вспоминается родная Россия. Лучшие из наших новостроек выдержаны в стиле национальной культуры - кремлёвской стены из красного кирпича. Мы тяжеловесны в своём архитектурном стиле, и в этом нам ближе немцы. Малые португальские города, самые светлые в Европе.

Въехал в континентальные районы Португалии. Лес закончился на побережье. Начались степь, поля и перелески. Всё поделено метровыми проволочными заборчиками, тянущимися на десятки километров. Трасса, как и во всех европейских странах, огорожена, но это уже привычно. Огорожены и полевые грунтовые дороги. Стоят таблички с надписями: зона неких сельских ассоциаций. Но и в этот раз нахожу укромное место на неогороженном пятачке, на перекрёстке полевых дорог, и ставлю палатку под развесистым деревом.

Перед закатом мимо проехал на своём тракторе португальский крестьянин. Пока он открывал ворота своего поля, мы поздоровались. Он пожелал мне по-португальски, а больше жестами, спокойной ночи и был дружелюбен. По виду это был вполне российский образ. Такая же поношенная рабочая одежда, слой пыли и масла на руках, загорелое до черноты испанское лицо. Да, давненько я не встречал таких крестьян в Европе, от самых границ Белоруссии.

Лучше узнав европейцев, я всё меньше нахожу между нами отличий. Между нами нет цивилизационной пропасти. Мы такие же. Мы очень похожи. Между нами есть только два несомненных отличия.

1. Язык.

2. То, что они смогли заставить свои правительства управлять страной эффективно, а мы не смогли.

Европейцы. Представим себе, фантастическую ситуацию. В некой европейской стране наступают очередные парламентские выборы. Кандидатами в парламентский корпус выдвигаются … откровенные уголовники, жулики, опустившиеся алкоголики и лица с явными признаками умственной неполноценности на лице, имеющие, однако дееспособность и все избирательные права. Люди приходят к урнам в день голосования и, оказываются, шокированы предложенными кандидатурами. К их чести, каждый разворачивается и уходит, бросив с презрением листки избирательных бюллетеней в лицо избирательным комиссиям. Проголосовали во всей стране только сами кандидаты, естественно, «за» самих себя.

И что же наступает на следующий день? Центральная избирательная комиссия объявляет выборы не состоявшимися? Ничуть не бывало! По законам этой страны выборы признаются состоявшимися, иностранные наблюдатели не находят в процедуре никаких нарушений, и весь корпус представленных кандидатов торжественно получает настоящие законные мандаты парламентариев. Вы уже, конечно, догадались, о какой стране идёт речь? Конечно же, о нашей России, где в последний период правления Путина его господствующая партия «Единая Россия» приняла избирательные законы, устраняющие минимальный порог явки избирателей на выборы, и отменила графу «против всех» в бюллетенях. Вот это и есть ещё один подпункт №2 из перечисления отличий их - от нас. У них так дурачить себя народ позволял последний раз при нацистах в Германии. А у нас позволяет по сию пору.

Часть: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.