Поездка по Кавказу летом 2007 года

Поднять/опустить
рейтинг отчета

Сначала коротко о главном:
Маршрут: Москва-Домбай-Архыз-Лазаревское-Красная поляна-Москва
Время поездки 26 августа – 8 сентября 2007 года.
Результат: прогулялись по красивейшим горам и окунулись в Черное море
Машина: ВАЗ – 2114, ездили вдвоем.

26.08.07-28.08.07

Дорога туда: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону – Невинномысск – Черкесск – Теберда – Домбай. Время в дороге 22 часа езды плюс 2 ночи.

В воскресенье, в пол-третьего дня, выехали из Москвы по трассе М-4. Первые сто километров, до Каширы - сплошное удовольствие, скоростная трасса. Дальше – сужение до двух полос, дорога петляет вверх-вниз по холмам.

В 70 километрах от Воронежа приватизирован кусок федеральной трассы. Мчишься, ничего не подозревая, по замечательному четырехполосному шоссе и утыкаешься в шлагбаум. Дальше проезд платный, надо раскошелиться на 20 рублей. Деваться некуда, незаметный, если не знать заранее, поворот на бесплатную дорогу остался сзади. Потом – 35 километров точно такой же, как перед шлагбаумом, трассы.

В восемь вечера были в Воронеже. Ночевали в одном из новых мотелей за городом, двухместный номер – 1000 рублей. Новый российский стандарт: телевизор, душ, туалет. Слава Богу, нет тараканов и другой живности.

Между Воронежем и Ростовом – изнуряющая жара. Термометр в машине зашкаливает на 42 градусах! Воздух как в пустыне Сахаре, дрожит раскаленное марево, высовываешь руку из машины – ветер обжигает.

С двух до четырех часов проезжаем Ростов-на-Дону. Это самый крупный и красивый город на нашем пути. Прозевав объездную, поехали через город и два часа простояли в пробке на самом солнцепеке. После Ростова еще 131 километр едем по трассе М4, потом в районе станицы Павловской развилка: М4 уходит на юг, через Краснодар к Черному морю, М29 уходит на восток, в Махачкалу. Едем по М29.

Жара заставляет гнать все дальше и дальше. В дороге хоть какое-то облегчение, стоять вовсе невозможно. Да и ночлег можно найти только вблизи городов. К вечеру добрались до Невинномысска. Остановились в маленькой гостинице с ресторанчиком «Салид». За 800 рублей получили роскошный трехкомнатный номер Особенно поразила ванная – огромная 16-ти метровая комната. Плитка, сантехника импортная и есть горячая вода! Хозяева не забыли даже положить мыло, шампунь, т/бумагу и комплект полотенец. Увидеть *** в таком захолустье мы не ожидали никак! В ресторане меню на редкость приличное, а цены просто сказочные. Все вкусно и принесли довольно быстро.

Мы почти у цели. До Домбая 200 км. С утра прохладно, моросит дождик, что после вчерашнего пекла просто замечательно. Едем в Карачаево-Черкесию. На границе – шмон. Внимательно посмотрели документы, занесли данные о машине в компьютер, проверили багажник.

На дороге машин поубавилось и сразу дышится свободнее, воздух чище и свежее. Появляются холмы, постепенно их становится все больше и больше. Столица республики Черкесск смахивает на большой аул. Полу-разруха, полу-строительство, грязь, по дороге бродят коровы, овцы, лошади. Всюду строятся новые мечети. Примерно такие же и другие города и поселки Карачаево-Черкесии.

Наконец Тебердинское ущелье. Едем вдоль Теберды и наслаждаемся сказочной красотой. Дорога постепенно забирает вверх, крутые склоны предгорий напоминают стены древней крепости. Рядом грохочет и бурлит красавица Теберда, голубая вода.

Последний отрезок пути – через Тебердинский биосферный заповедник в поселок Домбай. Проезжаем через кордон. Нам повезло, шлагбаум был открыт и денег не взяли. Вообще за посещение заповедника берут 30 руб с человека и 100 руб с машины. Хорошая отремонтированная дорога круто петляет по пихтовому лесу. Впереди величественные горные вершины, сверкающие шапками ледников. Заметно прохладнее, около 22 градусов.

Еще один, последний кордон перед въездом в Домбай. Опять проверяют документы, берут 100 руб за знакомство.

28.09 – 30.09 Домбай

Проезжаем шлагбаум и попадаем на стройплощадку. На каждом свободном клочке земли теснятся частные гостинички в разной стадии строительства. Местные лихорадочно готовятся к зиме. Работают, конечно, таджики и узбеки, ударная сила строек России. Бытовки, груды кирпича, доски, растворомешалки, грохот отбойных молотков – зрелище впечатляет, хочется развернуться и уехать. Но не для этого мы отмотали полторы тысячи километров. Цель была – сходить в горы, и мы не остановимся.

После недолгих раздумий решили не останавливаться в недостроенном частном секторе, где краска не высохла, и поселились в бывшем «Спутнике», который теперь называется «Горные вершины».

Стоимость 2-х местного номера 1000 р в сутки, по желанию – трехразовое питание за 200 р с человека, охраняемая стоянка 100 р в сутки. В стоимость проживания включен час плавания в бассейне. Бассейн, кстати, вполне приличный, 25-метровка. Еще есть бильярд и тренажерный зал. Номер – вершина советского сервиса 80-х. Крошечная комнатка, старенькие кровати, стол и стулья, ванная 2 х 2 метра с душевой кабиной из занавески, умывальником и унитазом. Приметы нового времени – большое зеркало и телевизор. Горячая вода утром и вечером с 6 часов. Время горячей воды определяется по черному вонючему дыму из трубы допотопной котельной. Плюсы: потрясающий вид на горы с балкона, самый красивый в Домбае, много шкафов и тумбочек для шмоток. Сравнительно чисто и нет насекомых (мы не видели). Если не хочется платить лишнее за новую мебель, вполне приемлемо.

Народу немного. Межсезонье: лето кончилось, осень не наступила. Тепло, но не жарко, днем 22-24, вечером 16-18. Погода характерная для горных районов Кавказа – утром солнышко, вечером дождик или наоборот.

Буквально метров триста от «Горных вершин» нижняя станция новой канатной дороги. Обзорный подъем стоит 400 р с человека (две очереди вверх и обратно), работает канатка с 9 до 6. Она вполне европейская, пустили только зимой 2007-го. Первая очередь, закрытые вагончики, круто поднимает с 1570 м на высоту 2270 м. Подъем короткий, минут 8. Вагончик плывет над вековым пихтовым лесом. Вторая очередь, шестикресельная, поднимает на высоту 3035 м. Подъем более плавный, минут 20, очень красивый. Кресло плывет над альпийскими лугами, тишина, только поскрипывают мачты опоры, кругом покрытые вековыми льдами горные вершины: Домбай-Ульген, Софруджа, Белала-Кая. Возникает ощущение парения в океане чистейшего горного воздуха. Подъем заканчивается в верхнем цирке. Кроме этой, самой длинной и самой новой дороги, есть еще штук пять стареньких двух- и однокресельных канаток времен Визбора и четырехкресельная поновее. Они как паутина, покрыли всю гору.

На высоте довольно прохладно, нужна теплая куртка. Прямо рядом со станцией продают сувениры, вязаные шали и жилетки, желающие могут сфотографироваться рядом с яком. Можно подняться на вершину Мусса-Ачитары, набрав еще метров триста высоты. Туда ведет почти автомобильная дорога, крутой внедорожник вполне заедет, если не жалко резины. Пешком, не спеша, идти с полчаса.

С вершины открывается великолепная панорама Домбая, окрестных вершин и долин.

Сразу за нашей гостиницей начинается дорога к альплагерю «Алибек». Дорога очень красивая, идет по первобытному елово-пихтовому лесу. Деревья, возраст которых превышает 400 лет, достигают 50-метровой высоты. Ветви увешаны бородами лишайника. Травы нет, камни и упавшие стволы погружены в мох. Прохладно. Солнце не пробивается до земли, и дорога не успевает просыхать между дождями. Лучше по ней идти пешком и наслаждаться красотой природы. Если едешь на машине, по сторонам смотреть некогда, полно ям и крупных камней, главная задача – не посадить машину на брюхо. По времени выигрываешь минут 20 от силы по сравнению с пешеходами. Через пару километров с начала пути – кордон Тебердинского заповедника. Небритый дядя по утрам собирает дань с проходящих и проезжающих мимо – 30 р с человека, 100 р за машину. Во второй половине дня можно пройти бесплатно.

Поставив машину на стоянку в альплагере, вышли к Турьему озеру. Это очень популярный местный маршрут. Дорога туда и обратно занимает примерно 6 часов. От альплагеря идет тропа, очень хорошо заметная. Она крутыми серпантинами идет сначала по низкорослому лесу, потом пересекает речку Сулахат и выходит на гребень морены между двумя ледниками Алибек и Двуязычный. Турье озеро небольшое, почти круглое, с чистейшей холоднющей водой. Ноги сводит через 20 секунд.

Вообще, вокруг Домбая много мест заслуживающих внимания. Здесь сходятся вместе четыре ущелья, вокруг Домбайской поляны возвышаются самые высокие вершины Западного Кавказа: Домбай-Ульген, Софруджа, Белала-Кая. Есть где разгуляться и альпинистам, и туристам и просто любителям прогулок.

31.08.07-02.09 Архыз

После завтрака уехали из Домбая. Следующая цель нашего путешествия – Архыз.. Это соседнее с Домбаем ущелье, по которому течет река Большой Зеленчук. Через горы – всего ничего, километров сорок. Крыльев у нашей машины нет (а жаль!), поэтому едем 200 километров в объезд.

Любителей экстрима Архыз разочарует. В плане альпинизма, рафтинга, сложных спортивных восхождений и походов Домбай и Приэльбрусье куда более привлекательны. А вот для пеших и горных прогулок по изумительно красивым местам с великолепным мягким климатом, практически без дождливых дней, лучше не найти.

Наслаждаться природой начинаешь с самого въезда в долину. Крутыми изгибами петляет дорога между густо заросшими лесом склонами, почти незаметно набирая высоту. Вдоль реки попадается очень много живописных мест под стоянки для автотуристов, рыбаки ловят форель. Много грибов.

Асфальтированная дорога кончается в поселке Архыз. У заводика, где разливают воду «Архыз» стоит всегда поднятый шлагбаум и цивилизация на этом кончается. Дальше начинаются летние грунтовые дороги. Одна идет вниз, на поляну Таулу, другая идет вверх к перевалу Ацгора. Стремясь как можно ближе подобраться к горам, мы километров тридцать отмотали по верхней грунтовке, пока не уперлись в речку. На ее берегу была летняя стоянка то ли лесорубов, то ли геологов, которые сказали что никакого жилья или турбаз здесь нет, а через 12 километров – перевал. Речку штурмовать не стали, повернули обратно. Надо отметить, что дорога вполне сносная, только пылища столбом, скрипит на зубах.

Вернулись в Архыз, поселились в пансионате «Красная скала». Он претендует аж на *** (в кавказском исполнении). Трехместный номер – 1300 руб, «домашнее питание» - еще 250 с человека. Готовят вкусно, вареники, салатики, выпечка, но мясо присутствует в микроскопических количествах, а про кофе здесь, видимо, вообще не слышали. Номер маленький, однокомнатный, «евроремонтированный», две кровати и раскладное кресло. Есть ванная, телевизор, холодильник, но нет ничего для одежды – ни шкафа, ни даже вешалки! В общем, забавно, как весь российский сервис.

Сам пансионат маленький, но уютный. Его построили в 70-е годы по индивидуальному проекту для начальства треста «Южтехмонтаж». Времена изменились, уже нет ни того начальства, ни треста, а гостиничка процветает. Она, пожалуй, лучшая в Архызе. Из развлечений – конные и пешие прогулки, экскурсии по Архызу, настольный теннис, шашлык. Все платно, естественно.

Еще из приличных в Архызе есть пансионат «Энергетик», т/б «Аланья», т/б «Нодыр», строятся новые какие-то. Полный отстой – турбаза Таулу на поляне Таулу. Загаженная всяким мусором поляна с наполовину вырубленными деревьями и щитовые домишки размером с общественный туалет и так же выглядящие.

Сам поселок небольшой, вытянулся вдоль дороги, проходится неторопливым шагом минут за двадцать. Почти в каждом дворе предлагают лошадей напрокат В центре – пара магазинчиков и местный базар. Продают бараньи шкуры за 2600 р., вязаные шали, безрукавки, детские вещи, какой-то особенный горный чай, банки с грибами, огурцами, вареньем, какими-то шишками. Из еды вкусный айран, как домашний, так и заводской, и большие лепешки типа чебуреков с разной начинкой.

Хотели прогуляться в долину Софии, посмотреть озера и водопады. Чтобы туда попасть, надо оформлять пропуск в погранзону. Как выяснилось, это занимает полдня минимум, так что планировать надо заранее. Придется оставить на следующий раз

Ездили смотреть большой азимутальный телескоп на горе Пастуховой. Нужный поворот расположен между Нижним и Верхним Архызом и обозначен «САО». Сразу за поворотом мост, а за мостом шлагбаум. Пускают на гору до 4 часов.

К обсерватории ведет 15-километровая асфальтированная дорога. Это крутой узкий серпантин, стремительно набирающий высоту 2 километра, прямых участков практически нет. Подъем буквально головокружительный.

Экскурсия по телескопу стоит 40 рублей с человека. В фойе телескопа очень красивый витраж, сделанный в Прибалтике. В центре – Икар, а вокруг 12 знаков Зодиака. Говорят, если найдешь свой, надо встать под ним и загадать желание.

Внизу горы Пастухова, прямо рядом с началом подъема к телескопу, расположен Нижне-Архызский историко-археологический комплекс. Здесь была древняя столица Алании. Вход платный, 30 р.

Храмы производят сильное впечатление. Это первые православные храмы в России, 11-12 век. Сейчас они частично восстановлены, заново покрыты черепицей, а в средний храм можно войти внутрь, полюбоваться остатками фресок, потрогать древние стены.

Вообще нужно обладать хорошим воображением, чтобы представить здесь древний город. Сейчас это просто заросшая травой и деревьями долина реки. Кое-где сквозь густые заросли сорняков виднеются остатки древней кладки.

Рядом с великолепным Средним храмом красуется уродливый облупленный двухэтажный домишко, тоже почему-то «памятник архитектуры 19 в». У памятника частично выбитые, частично заколоченные окна, а на крыльце красуется пара галош. Это администрация комплекса. Вообще чувствуется, насколько это место нераскрученное в туристическом отношении.

31.08-4.09 Море

В час дня поехали к морю. Ближайшая дорога: Майкоп-Апшеронск-Хадыженск-Туапсе. За пределами Архыза сразу началась жара, 31 градус. Дорога спокойная, машин немного.

«Приятная неожиданность», которая поджидает едущих к морю через Майкоп - это Шаумянский перевал. Асфальтовая дорога внезапно кончается, и следующие 5 километров вверх и столько же вниз – грунтовка. Серая пыль стоит столбом, видимость – 3 метра, крутые петли серпантина и никакого ограждения по краю дороги. Пыль даже при наглухо закрытых окнах моментально забивает рот, нос, уши, глаза. Есть выбор, от чего задохнуться: от духоты или от пыли. Десять километров тащились полчаса. Машинка из синей стала серой.

В пол-восьмого были в Туапсе. Повернули в сторону Сочи и стали высматривать место, где остановиться. Заехали в Аше, не понравилось, грязная дыра. В темноте приехали в Лазаревское, остановились на окраине в частной гостиничке.

Номер на втором этаже, с видом на море (что и подкупило). Море внизу, в ста метрах, пять минут хода. Сервис русский: вроде бы нормальная мебель, телевизор и холодильник, но простыня на двуспальной кровати полуторная, пододеяльник тоже. Счастье, что в тридцатиградусную жару одеяло вообще не нужно, а мы люди неприхотливые и не скандальные. За такую роскошь плюс душ и туалет в номере – 1200 рублей сутки. Сразу же развели нас на мини-бар: за 500 рублей притащили полную сумку всякой всячины: пару бутылок пива «Оболонь», колу, спрайт, фанту и минералку. На этом сервис кончился, нас оставили в покое и больше не тревожили. Настолько не тревожили, что даже в номере ни разу не убрались, объясняя тем, что «горничная в отпуске». Мусор мы тоже выносили сами во двор.

Пляж умеренно грязный и умеренно людный (у нас на окраине). Никто друг на друга не наступает, над головой не нависает. Окурков, конечно, много, но ощущения, что ты на помойке нет, бумажки и бутылки повсюду не валяются. В Подмосковье пляжи загажены значительно хуже. По пляжу бродят фотографы с обезьянами, продавцы пива и рыбы. Но чем ближе к центру Лазаревского, тем грязнее и многолюднее.

Ночью было не совсем понятно, где мы остановились. Действительно, самая околица Лазаревского. Весь поселок очень неторопливым курортным шагом можно обойти часа за три. От нас до «центра» идти около часа. При свете дня выяснилось, что свободного жилья в частном секторе и гостиницах полным-полно. Через каждые пятьдесят-сто метров по трассе сидят под тентами скучающие тетеньки с табличками «Сдается жилье», почти на каждой гостинице вывеска «Есть свободный номер». Конец сезона…

Главных улиц две: улица Победы, верхняя, где основное количество гостиниц, кафешек, лавчонок и Лазаревская улица, нижняя, трасса Туапсе-Сочи. По ней постоянным потоком идут машины, рядом параллельно железная дорога, поэтому к прогулкам она не располагает.

Покушать не проблема, вопрос только в содержимом кошелька, сколько не жалко. Все забегаловки делятся на две категории: столовые и кафе. Разница только в цене, но никак не в качестве. В столовой можно пообедать за 300 рублей на двоих, в кафе за 1000. Мы обедали в столовой гостиницы «Вилла-Нова». Меню однообразное, но съедобно.

Полно винных и сувенирных лавок. В первых продается местный коньяк с разными ароматическими добавками и красное вино типа «Изабеллы», «Черного доктора», «Лидии». Названия попадаются весьма забавные, например «Мужские слезы». Есть и виноградная водка, чача. В сувенирных лавках огромное количество ракушек и кораллов, которых в Черном море отродясь не было. Самые большие и дорогие 500 рублей, мелкие – по 20. Ну и полно всякой всячины вроде засушенных рыб-ежей, рамок и шкатулок из ракушек, разных фигурок и статуэток и всего, что может пригодится туристу на курорте, типа ласт, масок, надувных матрасов и т.п.

Развлечений тоже хватает. Дайвинг, экскурсии на джипах с дегустацией местных вин, прогулки в море на теплоходах и яхтах, катание на всем что плавает, полеты на парашюте за катером, вечерами кино и дискотека.

06.09.07 Красная поляна

Сегодня наш последний день перед отъездом, едем в Красную поляну. Надо же посмотреть олимпийскую стройку.

Выехали в пол-девятого, даже не искупавшись. Поездка не задалась с самого начала. Нам надо было проехать всего-то 120 километров до Адлера, а оттуда еще 40 до Красной поляны. По нормальной дороге езды 1.5 часа, мы заложили 2,5 часа. Не тут то было! Мы ехали 4.5 часа. Дорога узкая, две полосы и все время петляет, к тому же забита грузовиками, тракторами и прочим местным антиквариатом, оставляющим за собой густой хвост вонючего дыма и ползущим со скоростью ровно 20 километров в час. Обогнать можно только на специальных разъездах, которые не так часто попадаются. Местные джигиты лихо выносятся на встречную полосу на закрытых поворотах, аж покрышки дымятся, но нам жизнь еще не надоела.

Справедливости ради надо сказать, что дорога от Адлера до Красной Поляны была практически свободна и довольно живописна.

Мощное разочарование получили сразу, как добрались до места. Во-первых, горы неинтересные, некрасивые, просто холмы, покрытые лесом. Во-вторых, почти совершенное отсутствие инфраструктуры. Все только строится, а сейчас есть небольшой базарчик с традиционными кавказскими бараньими шкурами и шапками и забегаловка, где можно попить кваса или пива с картошкой и сосисками. Цены на фуникулер шокируют. Подъем на самый верх, 4 очереди, на допотопной канатке – 1600 рублей с человека. За каждый вдох, каждое движение, шаг влево или вправо надо платить дополнительно. Посмотреть на водопад в подзорную трубу – 50 рублей, сфотографироваться – 100 рублей.

Пока мы поднимались, сверху спускались девчонки и смеялись: «Они еще не знают, куда они едут!» Смысл этой фразы мы поняли только на вершине. С фуникулера сходишь на деревянную обзорную площадку размером примерно 20 х 20 метров, со всех сторон огороженную перилами. По бокам стоят две будки и билетерши собирают деньги по 40 рублей «за прогулку по горе» вокруг площадки. Это добило нас окончательно. Такое наглое вымогательство вызывает только желание поскорее убраться и никогда больше здесь не появляться. Тем паче, что смотреть не на что. Это не Домбай.

Обратный путь – точное повторение утреннего. Усталые, голодные и злые в 8 вечера мы приехали домой. День безнадежно испорчен и прошел бездарно, самый неудачный день нашего отпуска.

Немножко подсластил пилюлю великолепный шашлык, который мы купили вечером. Усатый горец сказал мне: «Бери, не пожалеешь!» Мы взяли две самые последние порции. Действительно, пальчики оближешь!

Накупив в Москву вина и сувениров, собрались в обратную дорогу.

07.09.07-08.09.07

С утра искупались и в девять выехали в Москву. Дорога обратно: Лазаревское – Туапсе – Краснодар – Ростов на Дону – Воронеж – Москва. 2 дня пути, одна ночевка Надо обратить внимание: мотели есть только возле городов. В станицах остановиться на ночлег можно только в частных домах или спать в машине рядом с дальнобоями.




Как я могла пропустить такой потрясающий отчет и великолепные фотографии. :)))

Фреза по металлу для чпу станка какие бывают фрезы для станков с чпу lasercut.ru.