Как взять машину напрокат, чтобы вас не прокатили

Хорошо, конечно, сесть в собственный автомобиль и поехать - от родного порога прямо в Прагу, Париж или Хельсинки. Только пока дотащишься до границы по нашим-то дорогам и с нашей-то криминальной обстановкой, да пока на границе простоишь в очереди на КПП, да пока разберешься с бумажками... Словом, хлопотное это дело. А ведь есть еще страны, куда вообще по земле не добраться - разве что самолетом-пароходом. Так что поклонникам автопутешествий куда проще, приехав за рубеж, воспользоваться услугами системы rent-a-car - проката автомобилей.

В теории все выглядит крайне незатейливо: плати да катись. Однако в деле аренды машины, как, впрочем, и в любом другом - куча подвохов, нюансов и важных мелочей, знание которых может уберечь вас от ошибок и неприятностей.

Существует три основных типа прокатных агентств. Первый - транснациональные сети, чьи названия у всех на слуху и чьи логотипы можно увидеть в любом аэропорту, морской гавани, железнодорожном вокзале, в центре крупных городов и т. д. Второй - фирмы rent-a-car, работающие в определенном регионе (скажем, Baltia Avtolizing, которая обслуживает территорию Латвии, Литвы и Эстонии). Третий - транспортные бюро, принадлежащие международным авиакомпаниям или работающие с ними в тесном контакте. Бывают, конечно, и микроскопические фирмы, сдающие напрокат автомобили для поездок по отдельно взятому городу или области. У каждого из типов прокатных агентств есть свои плюсы и минусы.

Начнем с лидеров - транснациональных компаний rent-a-car. Hertz, Avis, Budget Car, Eurodollar, Eurocar и прочие обеспечивают все услуги, связанные с понятием «сервис международного уровня». К очевидным плюсам их услуг относятся возможность арендовать машину в одном городе, а сдать ее - в другом, а то и вообще в другой стране, гарантия надежности самого автомобиля (в нем не будет скрытых дефектов, а его состояние будет ели не идеальным, то максимально приближенным к идеалу), качественное составление договора аренды (без подвохов и заковык, способных нанести существенный урон кошельку клиента).

В качестве минуса можно отметить высокие, относительно остальных, цены на услуги. Кроме того, относительным минусом можно считать крайне придирчивое отношение сотрудников транснациональных компаний к документам арендатора. Скажем, вы никогда не получите машину у Hertz, если ваш водительский стаж менее года. Более того, в некоторых компаниях действует правило, согласно которому, чем меньше стаж вождения, тем выше арендная плата. Наконец, крупные компании предпочитают не связываться с клиентами, не имеющими кредитных карточек: традиционная для россиян система оплаты наличными здесь может не сработать.

В фирмах rent-a-car более мелкого достоинства цены, как правило, на 30-40 процентов ниже, чем у «акул» прокатного бизнеса. Но и возможность «проколоться» у клиентов значительно выше. Например, вам могут подсунуть неисправный или просто очень старый автомобиль, или составить грабительский договор, или подкинуть еще какую-нибудь подлянку. Поэтому клиенты небольших фирм вынуждены тщательно обследовать арендованный автомобиль и изучать каждую букву договора аренды. Зато здесь вполне могут выдать машину и без кредитки - за наличные, и начинающим водителям, а если суметь договориться, то даже тем, у кого вообще нет водительских прав.

Что же касается агентств, работающих при авиакомпаниях (каковыми, впрочем, могут быть и Hertz, Budget Car или Eurocar), отметим два главных момента. Во-первых, подобные агентства предоставляют существенные скидки клиентам авиакомпаний-партнеров (либо всем без исключения, либо участникам поощрительных программ для часто летающих пассажиров, либо клиентам первого и бизнес-классов и т. д.). А во-вторых, уважающая себя авиакомпания не будет связываться абы с кем, так что звание ее партнера - уже гарантия качества обслуживания.

Теперь - несколько частных моментов, связанных с арендой автомобиля. Практически в каждой фирме - от мала до велика - действует система предварительных заказов. Обычно цена аренды в этом случае ниже. Однако если у вас есть кредитная карточка, предпочтительнее бронировать автомобиль заранее, а оплачивать услуги фирмы на месте, чтобы не возникало денежных недоразумений.

Договором аренды может быть предусмотрен как неограниченный, так и ограниченный пробег. Во втором случае вы, начиная с определенного момента, вынуждены будете дополнительно платить за каждый наезженный километр. Поэтому соотнесите свои планы с условиями договора, иначе можно расстаться с солидной суммой.

В момент заключения договора обязательно поинтересуйтесь, включены ли в цену аренды местные налоги, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, страхование возможных повреждений арендованного автомобиля и т. д. Иначе опять же вас могут ждать непредвиденные и очень крупные расходы.

Всегда требуйте от фирмы collision damage waiver - документ, который освобождает вас от ответственности за поломку машины. Заплатить, конечно, все равно придется, но гораздо меньше, чем если ликвидировать последствия аварии самостоятельно.

Минимальный возраст, начиная с которого разрешается арендовать машину, в разных странах - от 21 до 23 лет. Официально - при наличии международных водительских прав и водительского стажа не менее года. Неофициально - см.выше.

И еще несколько немаловажных обстоятельств, которые непременно надо учесть:

- в крупных компаниях при заказе речь идет о классе автомобиля, а не о марке. Если же ваш заказ подтвержден, то можете высказать пожелания и относительно марки машины;

- при заказе вас, скорее всего, спросят, предпочитаете ли вы автомобиль с автоматической или ручной коробкой передач, и необходим ли вам в машине кондиционер. Кроме того, вы можете заранее оговорить дополнительные услуги - например, чтобы в машине обязательно был мобильный телефон или информационная система навигации (глобальное спутниковое радиоопределение, бортовая система расчетов, электронная картография т. д.;

- в солидных компаниях действует правило: если по прибытии клиента на место выясняется, что машины заказанного им класса у компании по тем или иным причинам в данный момент нет, то клиенту предоставляется машина более высокого класса - за те же деньги, без всяких доплат;

- если во время путешествия с вашим автомобилем что-то произошло, немедленно позвоните в представительство вашей компании rent-a-car - в случае необходимости машина будет эвакуирована с дороги, доставлена в автосервис или починена прямо на месте поломки.

- если вы не прочь иметь в распоряжении автомобиль, но по каким-то причинам не можете или не хотите сами сидеть за рулем, - можете нанять машину с водителем. Однако помните, что подобные услуги не дешевы: за каждый час работы водителя с вас могут содрать от до .

И напоследок о самом главном - о ценах. Они зависят от множества факторов - страны путешествия, фирмы rent-a-car, типа машины, срока аренды, условий договора, времени года, будних или выходных дней и т. д. Поэтому, если вы ищите вариант подешевле, придется провести серьезное маркетинговое исследование, обзвонив не одну компанию. Но кое-какие общие ориентиры по странам указать все же можно.

Цены, которые мы приводим ниже, демонстрирует, сколько примерно стоит в разных европейских странах арендовать в среднем или мелком прокатном бюро на 1 день машину "экономического класса" (Fiat Panda, Ford Fiesta или Ford Escort, например), с неограниченным километражем, со включением всех страховок, налогов и т. п. Великобритания - 40-60 евро, Германия - 30-50 евро, Нидерланды - 45-65 евро, Бельгия - 30-50 евро, Швейцария - 70-80 евро, Австрия - 50-65 евро, Франция - 40-55 евро, Италия - 40-60 евро, Испания - 60-70 евро.

Однако еще раз подчеркнем, что это очень примерные цены за один день аренды. В прокатном бизнесе действует закон: чем больше срок, на который вы арендуете автомобиль, тем дешевле обходится каждый день. Поэтому, если уж вы планируете брать машину на прокат, то катайтесь вдоволь.

(c) http://www.turizm.ru