GPS карты: путевые точки, маршруты, треки

Практика показывает, что на сегодня GPS навигатор уверенно перешел из сегмента дорогих технических новинок в разряд приборов, необходимых как пешему, так и автомобильному путешественнику. Основная функция GPS навигатора состоит в точном определении местоположения объекта на местности, в частности его координат: широты, долготы и высоты над уровнем моря. Также практически все GPS навигаторы определяют направление и скорость движения объекта.

Навигатор записывает сигналы, посылаемые со спутников, и на основании полученной информации вычисляет координаты объекта. Таким образом, можно определить местоположение важных для пользователя точек: начало и конец пути, переправу, поворот дороги, нужный адрес или населенный пункт и пр.

Основные понятия, которые необходимо знать пользователям GPS навигаторов: путевая точка, маршрут и трек. Рассмотрим их более подробно.

Путевые точки

Путевые точки предназначены для указания местоположения различных объектов. Путевыми точками можно обозначить, например, удобные стоянки для путешественников, колодцы с питьевой водой, реки, озера, лесные массивы, населенные пункты. Если вы планируете путешествие, то путевые точки укажут вам, куда двигаться в зависимости от обстоятельств: будь то посещение интересных исторических мест или природных заповедников, поиск гостиницы или населенного пункта для ночевки.

Приемники последних поколений хранят в памяти свыше 500 путевых точек. Специальное программное обеспечение позволяет сохранять путевые точки на дисках. В Интернете можно найти сайты, где информация о большом количестве путевых точек отсортирована по различным признакам.

Современные навигаторы также имеют хранилище путевых точек, интересных для пользователя. Такое хранилище может содержать несколько тысяч путевых точек, которые можно периодически обновлять при помощи специальных программ.

Есть несколько способов, позволяющих записать путевую точку в навигатор:

1. Путевая точка вводится при помощи задания ее точных координат. При этом важно знать датум, который применяется для данных координат. Иначе ошибка может составить до нескольких километров.

2. Известны координаты опорной точки, расстояние от опорной точки до путевой и направление путевой точки относительно опорной. Этой информации достаточно для введения путевой точки. Естественно, что координаты опорной точки в навигаторе уже должны быть.

3. Если приемник имеет встроенную карту, то ввод путевой точки может быть осуществлен непосредственным указанием курсора на карте, изображенной на экране приемника. Точность ввода путевой точки в таком случае определяется точностью местонахождения курсора, точностью привязки и масштабом карты.

4. Если в качестве путевой точки необходимо сохранить текущее местоположение объекта, то сохраняются координаты навигатора. Однако местоположения навигатора может быть определено с точностью до нескольких метров. Чтобы повысить точность определения координат навигатора, применяется режим усреднения, при котором определяется среднее значение координат за некоторый интервал наблюдения, который может составлять несколько минут. При этом наблюдатель должен стоять на месте.

5. Использование путевых точек, хранящихся в памяти компьютера. Конечно, предварительно в компьютер должны быть загружены библиотеки путевых точек, которые можно найти в Интернете, получить от других пользователей, либо использовать путевые точки, которые применялись во время предыдущих путешествий. Также существуют специальные программы, например OziExplorer, которые в режиме удобного и диалога позволяют создавать новые путевые точки.

В процессе создания каждой путевой точки автоматически присваивается имя. Стандартные имена состоят из трех цифр в интервале 001- 999. По желанию пользователя имя путевой точки можно изменить. В разных моделях навигаторов имя путевой точки может состоять из 6-10 символов. Полная информация об имени путевой точки может быть записана в имя из 50 символов.

На карте путевая точка отображается каким-либо символом или значком, который ее в той или иной мере характеризует. Навигаторы имеют большие хранилища символов путевых точек, среди которых есть в частности картинки зданий, машин, заправок, населенных пунктов, источников воды и пр. Хранилища символов можно обновлять и редактировать.

Отдельно стоит сказать о навигаторах предназначенных для автомобилей. В навигаторах такого типа все путевые точки, как правило, связаны с сетью автомобильных трасс. Путевая точка может быть привязана к зданию, адресу, дорожной развязке, но произвольную путевую точку, что называется в любой части местности ввести нельзя. Поэтому такой навигатор для туриста, путешествующего вдали от автомобильных дорог, вряд ли будет полезен.

Маршрут

Маршрут представляет собой множество путевых точек, которые отмечают основные отрезки пути. Стандартный современный приемник содержит порядка 20 маршрутов, в каждом маршруте до 50 путевых точек. Существуют приемники, в которых есть только один маршрут.

При достижении очередной точки маршрута приемник автоматически переключает навигацию к следующей точке маршрута и т.д. В принципе, пользователь может определить только конечную точку своего путешествия и при помощи навигатора двигаться к цели. То есть маршрут как бы и не нужен. Однако на практике это возможно только в случае, если на пути движения не будет никаких препятствий, что маловероятно.

В реальности же ситуации сложнее. Например, при движении на автомобиле в расчет необходимо брать знаки дорожного движения, дорожную разметку, возможные пробки, дорожные работы и пр.

Маршрут же, составленный из отрезков пути между путевыми точками дает более достоверную информацию. Чем больше путевых точек, тем точнее маршрут.

Способы разработки маршрута.

1. Последние поколения навигаторов рассчитывают маршрут самостоятельно. Достаточно указать конечную путевую точку. При разработке маршрута будут учтены разнообразные условия, например, дорожная разметка, дорожные знаки и пр. Для прокладки маршрута таким способом необходимы также достаточно подробные дорожные карты. При этом пользователь может выбрать тип маршрута, например экономный или самый быстрый.

2. Можно просто проехать нужный отрезок пути и сохранить в приемнике маршрут.

3. Ввод маршрута вручную. Путевые точки указываются пользователем вручную, и из них формируется маршрут. Как уже говорилось выше, каждой путевой точке присваивается уникальное имя.

4. Ввод маршрута указанием порядка следования путевых точек, которые уже есть в памяти приемника. Точки могут выбираться по карте, либо из общего списка. Пользователь может редактировать маршрут, добавляя или убирая путевые точки.

5. Маршрут может быть сохранен в памяти приемника и при необходимости активизирован. Если маршрутов сохранено несколько, то из списка можно выбрать нужный и использовать его для работы. При этом движение начинается последовательно от начальной точки маршрута.

В приемниках можно использовать сигналы, которые сообщают пользователю о приближении к той или иной путевой точке маршрута. Обычно это звуковой или голосовой сигнал, подаваемый приемником за некоторое время или на некотором расстоянии до путевой точки.

Треки

Треки представляют собой множество точек, которые полностью описывают пройденный отрезок пути. Путевые точки и точки трека – понятия разные. Точки трека содержат информацию о текущем местоположении, времени и иногда значения высоты. По координатам соседних точек трека и разнице во времени может быть рассчитана скорость движения. При помощи треков, записанных в память приемника, пользователь может увидеть пройденный отрезок пути, а специальная функция поможет вернуться в исходную точку пути.

При сохранении треков в памяти приемника следует отметить два важных момента: чем больше точек будет сохранено в треке, тем меньше информации будет в нем содержаться, например, о каждой точке будет сохранена только информация о координатах, а вот время и высота сохранены не будут. И второе: если приемник будет на какое-то время выключен, то при записи трека этот перерыв не будет учтен и трек будет записан как единое целое, даже если расстояние между соседними точками составит несколько сотен километров.

В навигаторах с минимумом функций запись треков идет автоматически и пользователь не может управлять ее параметрами. После того, как память навигатора будет заполнена, новые треки будут записываться вместо старых.

Более современные модели навигаторов предоставляют пользователю следующие возможности:

OFF – запрет на запись трека. Данная функция включается автоматически при загрузке в приемник трека из компьютера.

WRAP – функция записи трека в непрерывном режиме. При этом при полной загрузке памяти «последующие» данные пишутся поверх «предыдущих»

FILL – функция остановки записи при заполнении памяти. При этом на экране высвечивается предупреждение о том, что память заполнена полностью.

Отдельные модели навигаторов позволяют пользователю управлять частотой записи трека.

В автоматическом режиме запись последующей точки производится при некоторых условиях, например, при изменении направления движения на участке некоторой длины (обычно это 50 или 25 метров), при существенном изменении скорости движения. Так, например, в зависимости от характера перемещения 1000 точек может описывать отрезок пути от 50 до 500 км.

Точки трека могут записываться через определенное количество метров пути.

Также запись точек может осуществляться через определенные промежутки времени.

При этом экран навигатора показывает индикатор памяти трека и количество заполненной памяти.

Если трек записывается с тем, чтобы его в будущем использовать, то необходимо очистить память от предыдущих записей и выбрать режим, который наилучшим образом соответствует типу маршрута и характеру вождения, а также не забыть сохранить трек в компьютер при достижении конечной точки путешествия.

mapsshop.ru